Особенности применения экспертного опроса

В практике прикладных социологических исследований могут воз­никать ситуации, когда для оценки какого-либо явления трудно либо вообще невозможно выделить объект — носитель проблемы и исполь­зовать его в качестве источника информации. Чаще всего такие ситуа­ции связаны с попыткой прогнозировать изменение того или иного социального явления, процесса; с необходимостью представить состо­яние интересующего предмета через 1, 2, 5 и более лет или дать объективную оценку таким сторонам деятельности и качествам людей, по которым их самооценка может оказаться искаженной. Подобная информация может исходить только от компетентных лиц — экспер­тов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.

Широкое распространение методы опроса экспертов приобрели в 70-х годах, поскольку именно тогда была выявлена ограниченность методов экстраполирования и моделирования. Одни лишь математи­ческие модели сами по себе не могут обеспечить требуемую надеж­ность прогнозов, особенно долгосрочных. Наиболее ограниченными оказались возможности моделирования в сфере сложных социальных процессов. Выявилась необходимость комплексной разработки соци­альных прогнозов путем сочетания различных методов, в том числе опроса экспертов.

Данный метод сбора информации, как видим, важен потому, что на основе авторитетного мнения он позволяет привлечь более целена­правленную аргументацию для обоснования теоретических положений и практических рекомендаций исследования.

Таким образом, экспертный опрос — это разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются специалисты в определенной области деятельности. Отличительная особенность этого метода состо­ит в том, что он предполагает компетентное участие экспертов (экс­пертизу) в анализе и решении проблем исследования. В опросе экс­пертов достаточно широко используются процедуры других методов, в частности методов анализа информации и принятия решений.

Основное назначение метода: выявление наиболее существенных, сложных аспектов исследуемой проблемы, повышение надежности, обоснование информации, выводов и практических рекомендаций бла­годаря использованию знаний и опыта экспертов.

Область применения экспертного опроса — при изучении всех сфер деятельности, в диагностике, прогнозировании, программирова­нии и нормировании, в проектировании, в оценке состояния социаль­ного объекта, в принятии решений. (Можно, например, попросить экспертов дать оценку того, в каком направлении будут развиваться духовные запросы различных категорий трудящихся; выяснить мнение экспертов о том, какие формы участия трудящихся в управлении общественньши делами будут выходить на первый план по мере совершенствования общества, системы самоуправления, запросить их мнение о влиянии НТР на качества личности и т. д. и т. п.)

Но не надо думать, что экспертная оценка должна касаться лишь сугубо общественных, глобальных проблем. В каждом трудовом кол­лективе имеются знающие и опытные в своем деле люди, способные дать обоснованный прогноз, к примеру, дальнейшего развития в нем социальной кооперации, всесторонне оценить стабильность кадрового состава или интерес членов коллектива к новым формам самоуправ­ления, которые предполагается ввести в повседневную практику и др.

Разновидности экспертного опроса также достаточно эффективно применяются на всех этапах прикладных социологических исследова­ний в определении целей и задач, проблем, в построении гипотез, в сборе и анализе информации, в выработке практических рекоменда­ций.[14]

Ограничения в применении: данные экспертного опроса нуждаются в сопоставлении с объективной информацией, полученной другими методами.

Еще ряд терминов, требующих уточнения.

Экспертиза — процедура получения информации от экспертов; самостоятельное решение экспертами поставленных перед ними задач в ходе исследования.

Экспертные оценки — суждение экспертов о различных сферах человеческой деятельности, предполагающих процедуру сравнения объектов, их свойств по выделенным критериям.

Метод экспертных оценок — один из видов экспертного опроса, предполагающий использование экспертных оценок. Основное содер­жание метода заключается в рациональной организации экспертами анализа проблем с последующей оценкой выделенных исследователем суждений и обработкой полученньк данных.

Основные нормативные требования — тщательность подбора экспертов (оценка надежности и точность представленной ими инфор­мации), создание условий для наиболее продуктивного использования экспертов в ходе исследования, сохранение информации экспертов без искажения на всех этапах исследования, учет факторов, влияющих на суждения экспертов.

Отметим еще ряд особенностей опроса экспертов. Некоторые ме­тодические и технические приемы, широко используемые в массовых опросах, теряют свое значение при опросе такой специфической ау­дитории, как эксперты. Как правило, массовые опросы носят аноним­ный характер. В экспертных опросах это теряет смысл, ибо эксперты должны быть полностью осведомлены о задачах, которые решаются в ходе исследований с их помощью. Поэтому нет никакой нужды применять в экспертной анкете косвенные или контрольные вопросы, тесты или какие-либо другие приемы, имеющие своей целью выявить «скрытые» позиции респондента. Более того, использование подобных приемов может нанести заметный ущерб качеству экспертной оценки. Эксперт в полном смысле этого слова — активный участник научного исследования. И попытка скрыть от него цель исследования, превра­тив, таким образом, в пассивный источник информации, чревата по­терей его доверия к организаторам исследования.

В отличие от массового опроса программа опроса экспертов не столь детализирована и носит преимущественно концептуальный характер. В ней, прежде всего, однозначно формулируется подлежащее прогнозу явление, предусматриваются в виде гипотез возможные ва­рианты его исхода.

В соответствии со степенью разработанности гипотез в инстру­ментарий исследования включаются те или иные виды вопросов. Если исследователь располагает информацией лишь о возможных вариантах исхода прогнозируемого явления и затрудняется однозначно сформу­лировать их причины, то предпочтительней в анкете эксперта исполь­зовать открытые вопросы с полной свободой выбора формы ответа.

Предположим, исследователя интересует «влияние форм органи­зации и оплаты труда на повышение трудовой и общественной актив­ности работников коллектива промышленного предприятия», однако он затрудняется выдвинуть гипотезы о причинах повышения или спада активности трудящихся. Тогда последовательность задаваемых экспер­ту в свободной форме вопросов может быть следующая:

1) В чем Вы видите: а) преимущества повременной, акционерной, аккордно-премиальной системы организации и оплаты труда в произ­водственном коллективе? б) недостатки этой системы?

2) Какие изменения в труде и общении людей в производственном коллективе, у отдельных работников Вы считаете результатом воздей­ствия новой системы организации и оплаты труда?

3) Как Вы думаете, что следует предпринять, чтобы новая система приносила наилучшие результаты?

4) Что особенно важно, с Вашей точки зрения, для успешного внедрения данной формы организации и оплаты труда в производст­венном коллективе?

Поставленные вопросы открывают широкий простор для анали­тического подхода к теме. Материалы опроса оказываются равно по­лезными в создании инструментов исследования и в последующем анализе для теоретических обобщений.

В условиях растущей потребности в экспертных оценках при разработке планов социально-экономического развития, составлении целевых комплексных программ, в социальном прогнозировании и управлении значительно повышается роль метода экспертного опроса. Это порождает новые формы его применения: в содержание беседы вводится обширный круг тематически взаимосвязанных вопросов, предусматривается большое число опрашиваемых, а также использо­вание ЭВМ при обработке данных.

Практика социологических исследований потребовала упорядо­чить работу специалистов для повышения степени надежности их оценок. Это стало особенно важным в последние десятилетия, когда заметно возросла роль коллективных исследований. Повышение на­дежности прогнозов коллективного опроса экспертов является одной из ключевых методических задач.

Сказанное не умаляет значения индивидуальных экспертных оце­нок. Более того, генерирование качественно новых идей по-прежнему почти всегда осуществляется индивидом. Однако индивидуальные экс­пертные оценки постепенно стали чем-то вроде разновидности под­системы в общей системе методов опроса экспертов. Это было связано с осознанием ограниченности возможностей отдельного эксперта в сфере прогнозирования, где сильная сторона специалиста — накоп­ленные им знания, опыт, определенный стандарт мышления — неред­ко оборачивается слабой стороной: «груз прошлого» мешает эксперту подняться над уровнем привычных тенденций и увидеть необходи­мость качественных изменений.

Коллективная работа экспертов помогает совместно преодолевать этот недостаток. Результатом опроса экспертов является обычно не просто «усредненное» мнение группы специалистов. Происходит про­цесс объективизации субъективных оценок. При соблюдении извест­ных методических требований это заметно повышает надежность про­гноза. Знаменательно, что коллективное обсуждение научных проблем наиболее продуктивно именно тогда, когда предметом обсуждения являются выдвинутые ранее в индивидуальном порядке идеи, гипоте­зы, концепции. Так, индивидуальные и коллективные экспертные оцен­ки сливаются в единую систему определенного класса методов про­гнозирования. Опыт показал, что неупорядоченный, произвольный опрос экспертов резко снижает качество, надежность оценок и нередко искажает данные.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980.

2. Мешков А.А. Основные направления исследования инновации в американской социологии. // Социс. 1996. № 5.

3. Нововведения в организациях. / Под ред. Н.И. Лапина. М., 1983.

4. Практикум по прикладной социологии. / Под ред. Н.И. Дряхлова, В.Я. Нечае­ва. М., 1992.

5. Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995.

6. Хагуров А.А. Социальный аксперимент. Ростов-на-Дону, 1991.

7.

Семінарське заняття № 4 Прогнозування в соціальній роботі шляхом діагностики. (2 години)

1. Поняття соціальної діагностики.

2. Загальна схема методики виконання соціальної діагностики.

3. Принципи та методи дослідження соціального об’єкту.

Заняття №1Тенденції та перспективи розвитку соціальної роботи за кордоном. (10 годин)

Мета: охарактеризувати стан, тенденції та перспективи соціальної роботи за кордоном.

План

  1. Теоретичні та практичні аспекти соціальної роботи.
  2. Завдання соціальної роботи.
  3. Основні проблеми соціальної роботи та шляхи її розв’язання.
  4. Інструментарій, інновації в галузі соціальної роботи з різними групами клієнтів.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: