ИРКУТСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) ОЛИПИЙСКОГО РЕЗЕРВА
ЛЕКЦИЯ
Основы реабилитации
«Использование медико-биологических средств восстановления в тренировочном процессе»
Составлена преподавателем
Литвиновой О.В.
Иркутск
Лекция.
Использование медико-биологических средств восстановления в тренировочном процессе
Основные вопросы темы
1. Средства восстановления в тренировочном процессе.
2. Физиологическая характеристика восстановительных процессов
3. Гидротерапия.
4. Физиотерапия.
5. Питание
6. Применение лекарственных растений
7. Фармакологические средства восстановления
Средства восстановления в тренировочном процессе.
Физическая нагрузка сопровождается определенными функциональными и структурными изменениями организма, лежащими в основе утомления. Возврат различных показателей организма к исходному уровню, то есть процесс восстановления, протекает с некоторыми закономерностями как во время нагрузки, так и в разные периоды после нагрузки. Умение тренера управлять состояниями утомления и восстановления определяет эффективность тренировки. Накопление утомления (без соответствующего восстановления) может обусловить развитие переутомления и перетренированности, снижение работоспособности, прекращение роста спортивных результатов.
|
|
Основной путь оптимизации восстановительных процессов — это рациональная тренировка и режим, здоровый образ жизни, соблюдение правил гигиены. Естественному течению восстановления, закреплению и упрочению восстановительных процессов, повышению устойчивости и сопротивляемости организма, предупреждению перенапряжения содействуют некоторые специальные вспомогательные средства.
Средства восстановления можно классифицировать по разным признакам — по направленности и механизму действия, по времени и условиям использования и др. Например, различают средства экстренного восстановления (срочное воздействие на регуляторные и метаболические процессы в интервалах между забегами, таймами, подходами к снарядам и пр.), текущего (в процессе повседневной спортивной деятельности) и профилактического (для повышения неспецифической устойчивости организма и предупреждения переутомления).
В настоящий момент наиболее распространено деление средств восстановления на педагогические, психологические и медико-биологические.
К педагогическим средствам относятся: рациональное сочетание и последовательность нагрузок; правильное сочетание нагрузки и отдыха на всех этапах подготовки; переключение на другие виды мышечной деятельности; вариативность средств подготовки, упражнений, их ритма, чередования, продолжительности интервалов отдыха; сочетание специфических и неспецифических средств, статических и динамических нагрузок; введение в занятие игровых элементов, упражнений, выполняемых при меньшей ЧСС, и упражнений для мышечного расслабления, упражнений в водной среде, легких кроссов, изменение внешних условий; рациональное построение вводной и заключительной частей занятия и др.
|
|
Не менее важны и так называемые психологические средства, направленные на снятие нервно-психологического напряжения, что, в свою очередь, способствует быстрейшему восстановлению двигательной сферы и физиологических функций организма.
Большая роль в обеспечении полноценного восстановления спортивной работоспособности принадлежит медицинским средствам, механизм действия которых связан как с повышением защитно-приспособительных свойств организма, ферментной и иммунологической активности, устойчивости к различным неблагоприятным факторам среды и стрессовым ситуациям, так и с быстрейшим снятием общего и локального утомления.