· Методология педагогики – учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.
· Высший, философский уровень методологии - наиболее общие законы развития природы, общества, мышления, общие принципы познания, установленные философией.
· Общенаучная методология - теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин (материалистическая диалектика, теория познания, логика и т.п.).
· Конкретно-научная методология – совокупность принципов, методов и процедур исследования, применяемых в той или иной научной дисциплине.
· Технологическая методология - методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.
· Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях педагогического процесса, его структуре, принципах, содержании и технологиях.
· Методика педагогического исследования - совокупность принципов, методов, приемов, техники, процедур и организации исследовательской работы.
· Методы педагогического исследования – способы (приемы, операции) изучения педагогических явлений, получения новой информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
· Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность, осуществляемая с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях.
· Педагогическая диагностика - процесс изучения изменения состояния участников педагогического процесса, а также самой педагогической деятельности и педагогического взаимодействия.