Содержание. Красноярский государственный аграрный университет

Красноярский государственный аграрный университет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Социология»

на тему:

Значение социологических знаний в современном обществе.

Выполнил студент группы

заочной формы обучения

Комкова Е.В

Руководитель:

канд. эконом.наук, Цветцых А.В

Дата сдачи: «_____»________20___г.

Дата защиты: «____»_________20__г.

Оценка:_________________ __________________________________

(подпись руководителя)

Красноярск 2015 г.

Содержание

1.Роль социологии в обществе…………………………………………………...4

1.2.Понятие социологического исследования………………………………......7

2.Характеристика явлений и процессов в системе социальных связей с точки зрения их соотношения с обществом…………………………………………....8

3.Методика социологического исследования……………………………….…12
3.1.Программа социологического исследования…………………....................12
3.2.Цели и задачи социологического исследования…………………………..13 3.3.Объект и предмет социологического исследования………………...…….13 3.4.Системный анализ объекта исследования………………………………....15 3.5.Выдвижение и проверка гипотез……………………………………..…….15 3.6.Методы выборки……………………………………………………………..17 3.7.Интерпретация данных……………………………………………...………17 4.Заключение……………………………………………………………………..185.Список литературы ………………………………………………………………………………………19

Введение
В наше время человечество превратилось в довольно таки высокоразвитое сообщество с развитой структурой власти, различных социальных институтов. Но перед ним, как и раньше, встают различные трудные и важные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо проблеме и т. д. Встаёт вопрос: как и каким путём их разрешить? Но для рационального решения поставленных задач нужно иметь представление о проблеме, её причине. Именно здесь на передний план и выступает социологическое исследование.

Социологическое исследование, как и любое другое исследование в любой дисциплине или науке, играет очень большое значение. Оно позволяет исследователю двигаться вперёд в его исследованиях, подтверждая или опровергая свои домыслы и догадки, собирать и оценивать информацию о изучаемом явлении.

Социологическое исследование служит как бы связующим звеном между теоретическими знаниями и реальной действительностью. Оно помогает устанавливать новые закономерности развития общества в целом или каких-либо его структурных элементов в частности.

С помощью его можно решать очень большой круг вопросов и задач, анализируя полученные данные и давая конкретные рекомендации для разрешения проблемы.

Социологическое исследование- один из способов развития и накопления социологического знания, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя на ограниченных, заранее более или менее определённых задачах.

В данный момент в качестве примера использования социологического исследования можно привести опрос общественного мнения по распределению предпочтений граждан к кандидатам в городскую думу. В принципе и сам процесс голосования является большим государственным социологическим исследованием.

Таким образом, роль социологического исследования в процессе изучения общества трудно переоценить, поэтому именно оно и будет рассмотрено в данном реферате.

1.Роль социологии в обществе

Роль социологии в обществе определяется его предметом, а реализуется функциями.

Главной из функций является теоретико-познавательная, которая заключается в том, что социология вместе с другими науками активно участвует в познании объективной реальности, помогает выяснять и формировать новые теоретические и практические знания о мире, в котором живет человек, о закономерностях развития социальных отношений в нем.

Социология молодая и очень динамичная наука. Она все еще находится в стадии становления, и в ней много «белых пятен»: не сформирована окончательно методология, продолжаются дискуссии даже вокруг самого предмета изучения, не разработаны теории многих социальных явлений, не полностью сформирован понятийный аппарат и т.п., поэтому теоретико-познавательную функцию прежде направлено на саморазвитие науки, познания самого себя. Это соответственно стимулирует деятельность и самих социологов.

Основной задачей социологии, связанным с теоретико-познавательной функцией, является исследование социальных явлений и процессов. При этом каждое явление, каждый процесс следует рассматривать в комплексе, во взаимосвязи и взаимозависимости с другими явлениями и процессами. Важнейшие научные результаты социологических исследований получают свое воплощение в различных отчетах информационных и аналитических довод, монографиях, выступлениях ученых страницах центральных газет, по телевидению и радио. И это является проявлением описательно-информационной функции социологии.

Кроме того, социология оказывает конструктивную помощь в решении или прогнозировании развития практических проблем, возникающих в различных областях общественной жизни: экономико-хозяйственных, политических, поведенческих и т.д..

Такая функция называется прикладной, прогностически-преобразовательной, или конструктивной. Как справедливо отмечает К. Грищенко, социология, пожалуй, единственная из общественных наук, которая не только призвана, но и имеет реальные возможности раскрыть состояние, направление, тенденции движения современного общества, спрогнозировать ближайшую и отдаленную перспективу его развития, причем не только в исследовательском, теоретическом плане, но и в практическом, прикладном. С помощью социологических исследований выявляются отклонения в развитии социальных отношений, своевременно прогнозируются явления, разрабатываются социальные технологии, системы управления социальными организациями.

Нельзя осуществлять преобразований, затрагивающих интересы многих людей, без учета, как именно эти преобразования восприниматься ими.

В прошлом отечественных социологов не привлекали к подготовке фундаментальных управленческих решений. Таким образом можно привести много примеров, когда масштабные решения, которые принимались без социологической экспертизы, оказывались не только нежизнеспособными, но даже вредными: построение колхозов и совхозов, признание населенных пунктов «неперспективными», попытки ликвидации личных подсобных хозяйств, построение «дворцов культуры» в небольших поселках, на мелких предприятиях, «переброски» рек, образования искусственных водоемов и переселения в связи огромных масс населения и т.п..

Сейчас, как консультантов и экспертов, ведущих социологов постоянно привлекают к многочисленным государственных и общественных организаций с целью обоснования принимаемых ими решений, прогнозирования их последствий, анализа электорального поведения населения и т.п..

Однако, как справедливо замечает К. Грищенко (о других известных социологах можно узнать из этого сайта: http://uastudent.com/category/sociologija/), делается это еще не достаточно. Научные достижения социологии еще не привлекают должного внимания со стороны высших законодательных и исполнительных органов власти, выводы и рекомендации ученых недостаточно учитываются при решении сложных социальных проблем современного развития общества, что, наряду с другими факторами, приводит к крайне неэффективное функционирование многих его структур.

Главной причиной не востребованности социологии является то, что интересы страны и ее граждан, с одной стороны, и интересы властных структур, с другой - далеко не всегда совпадают.

Такое расхождение интересов во многом обусловлена преобладанием во властных структурах эгоистически-клановых интересов, влиянием теневых механизмов деятельности отечественных олигархов.

Популяризация социологических знаний среди управленческого персонала, представителей властных структур предотвращать многим негативным последствиям управленческих решений. Эффективное прогнозирование и разработка таких решений возможны лишь при условии социологической грамотности управленцев, глубокого усвоения ими знаний, методов и методик социологии, формирование практических навыков их применения.

Последнее относится уже к мировоззренчески-образовательной функции социологии, которая проявляется в популяризации и распространении современных научных знаний и представлений о механизмах социальных процессов. С 1992 года социологию изучают будущие специалисты всех профилей. Это будет способствовать постепенному преодолению стереотипов «технократического» и «чисто экономического» мышления руководителей разных уровней управления.

Американская социологическая ассоциация постоянно публикует достаточно объемные списки должностей, на которые могут претендовать люди, которые получили социологический профессиональный подготовку разного уровня обучения. В нашей стране социологов (помимо чисто социологических служб) приглашают на работу в различные административные органы, отделы министерств, службы занятости, теле-и радиоцентры, органы правопорядка. В последние годы распространяется новый вид трудовой занятости на базе социологического образования - социальная работа.

Однако социология имеет возможность влиять на социальную жизнь
не только через структуры власти. Одним из путей распространения социологических знаний является сотрудничество социологов-профессионалов из управленцами, предоставления последним методической и консультативной помощи. Для распространения и популяризации социологических знаний нужно использовать и средства массовой информации, издательскую базу. Пропагандируя социологические знания среди всех слоев населения, ориентируя их, помогая разобраться в сложных проблемах, определяя оптимальные варианты деятельности, она оказывает непосредственное влияние на все слои общества. Социологические знания, научное толкование событий, которые произошли в обществе, проникают в сознание, формируют социологический стиль мышления, который заключается, по меткому выражению американского социолога П. Бергера, в умении видеть человека в обществе и общество в человеке, понимать, как сочетается индивидуальное с общественным, как происходит взаимосвязь всех социальных явлений и процессов.

Это уже относится к идеологической функции социологии, ориентирующая, мобилизует, прежде через образование, через проникновение социологических знаний и социологического стиля мышления в различные сферы общественной жизни. Некоторые ученые не признает идеологической функции социологии, мотивируя это тем, что идеология - непременно классовая по содержанию, политически ориентирована система взглядов. Но в широком смысле идеология - это совокупность взглядов и представлений, которые ориентируют людей, мобилизуют их для определенной общественно значимой деятельности.

Реализация функций социологии неотделима от тех воспитательных эффектов, проявляющихся в формировании диалектического соотношения общечеловеческих, групповых коллективных и индивидуальных социальных интересов и отношений, которые способствуют взаимопониманию,
сохранению и развитию индивидуальных предпочтений, облегчению взаимодействия представителей различных социальных групп и профессий. Материальной основой этого процесса является разнообразие форм собственности на средства производства. И на этом следует особо подчеркнуть, ибо известно, что философия образования когда-то выдвинула тезис о всемогуществе воспитания. Веру во всемогущество воспитания и быструю смену сознания в условиях общественной собственности, как известно, поддерживали политические деятели советского государства и коммунистической партии, предоставляя огромное значение идеологическому влияния на трудящихся, усилению агитации и пропаганды. Однако практические последствия этого процесса в значительной степени разошлись с прогнозами. Очевидно, взаимосвязь общества и лица нельзя сводить только к идеологического воздействия первого на второго. Актуальным в этом плане преодоления отчуждения человека от средств производства через разгосударствление, ликвидацию монополии государственной собственности, переход к различным формам собственности, к рыночным отношениям. Это будет способствовать активизации человеческого фактора, преодолению социальной апатии, будет залогом успешного решения проблем становления независимой Украины.

Таким образом, функции социологии разнообразные, но главное в них - дать объективные знания социальной реальности, выявить негативные тенденции, предвидеть их последствия, оптимизировать управленческие решения. Социология должна определить реальные условия для организации эффективной деятельности людей.

1.2.Понятие социологического исследования.


Социологическое исследование - система логических последовательных методологических и организационно-технологических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные объективные данные о изучаемом явлении. Социологическое исследование включает в себя следующие этапы:
1. Подготовительный: на этом этапе происходит разработка программы исследования.
2. Основной: включает в себя проведение самого исследования.

3. Завершающий: идёт обработка, анализ данных, а так же формирование выводов.


Виды исследований:

1. Разведывательное исследование: небольшое, наиболее простое исследование, имеющее небольшое количество респондентов и сжатый инструментарий.
2. Описательное исследование: более глубокий вид исследования с более большой общностью людей. Применяется машинная обработка.
3. Аналитическое исследование: самое сложное и глубокое исследование. Носит не только описательный характер, охватывает большое количество респондентов.Обычно рассматривает динамику явления.

2.Характеристика явлений и процессов в системе социальных связей с точки зрения их соотношения с обществом.

В социальной сфере нет неизменных объектов и субъектов. Изменяются культурные комплексы, состав групп, взаимоотношения между людьми. Это в свою очередь влияет на изменения общества, его политики, образа жизни людей. Если сравнить образ жизни людей, живших в древности и живущих сегодня, скажем, в Швейцарии, то станет ясно, что прогресс, которого достигло общество, связан с постоянно происходящими изменениями буквально во всех сферах социальной жизни. Социальные изменения - это нарушение тождества социального явления, процесса с самим собой или с подобным ему социальным явлением, процессом. Любое явление, процесс в какой-то момент тождественно самому себе или подобному ему явлению, процессу, но по прошествии какого-то времени это тождество нарушается, что говорит о том, что в данном явлении произошли изменения. Социальные изменения могут включать в себя прирост населения, рост образовательного уровня, уменьшение информированности, изменение окружения личности при переезде из деревни в город, изменение взаимоотношений между рабочими и администрацией, когда на предприятии происходит реорганизация, и т.д. и т.п. Понятие социальное изменение в высшей степени многогранно, оно охватывает трансформации социальных структур, практик, возникновение новых или обеспечение функционирования прежних групп, форм взаимодействия и поведения. В социальной среде (на разных ее уровнях — микро-, мезо-, макроуровне) происходят экологические, демографические, технологические, экономические, политические, социокультурные,социально-психологические (и т. д.) изменения различной скорости, масштаба, сложности, направленности. Все эти разновидности изменений вызываются различными причинами (факторами, источниками), иерархию которых достаточно сложно реконструировать, поскольку их множество и между ними существуют причудливые взаимосвязи. Структурные (интересы и ценности социальных групп), нормативные (системы норм и обычаев) и поведенческие (индивидуальные предпочтения) факторы представляют значительную, хотя, конечно, далеко не полную совокупность источников социальных изменений. Социальные изменения приобретают разнообразные конфигурации. По мнению социолога У. Мура, можно выделить десять, различающихся своей направленностью, моделей социальных изменений: постепенного и непрерывного роста; стадиальной ступенчатой эволюции; неравномерного развития, в основе которого лежит принцип непропорциональности темпов эволюции; циклического роста; разветвленной, многолинейной динамики; циклической безвекторной динамики; логистического роста; упадка в соответствии с логистической кривой; экспоненциального роста; 10) падения по нисходящей экспоненте. Типология социальных изменений Размах Малые изменения Маргинальные изменения Всеобъемлющие изменения Революционные изменения Направление изменений Упадок Прогресс Временной горизонт Краткосрочные изменения менее года Среднесрочные изменения 1-5 лет Долгосрочные изменения более 5 лет Уровень изменений Индивид, группа, организация, институт, общество В социологических исследованиях рассматриваются насильственные и добровольные, обратимые и необратимые изменения.

Изменения могут быть планируемыми или непредвиденными, осознанными или неосознанными. Целесообразно отличать организованные изменения от стихийных изменений, возникших под воздействием процессов самоорганизации. При построении глобальных теорий социологи стараются выявить одну-две ведущие (главные) причины социальных изменений. Однако построение реалистических моделей социальных процессов требует, как правило, мульти-казуального подхода и учета сети взаимосвязанных причин. Основные типы причин социальных изменений. 1. Природные причины — истощение ресурсов, загрязнение среды обитания, катаклизмы. 2. Демографические причины — колебания численности населения, перенаселенность, миграция, процесс смены поколений. 3. Изменения в сфере культуры, экономики, научно-технический прогресс. 4. Социально-политические причины — конфликты, войны, революции, реформы. 5. Социально-психологические причины — привыкание, насыщение, жажда новизны, рост агрессивности и т.д. Перечисленные причины социальных изменений могут являться как внутренними, так и внешними по отношению к данной социальной системе. П. Сорокин полагал, что основными причинами социальных изменений являются именно внутренние, имманентные причины. Сформулированный им принцип имманентных изменений гласит: &quo;После возникновения социокультурной системы ее естественное, «нормальное» развитие, формы и фазы жизненного пути определяются, в основном, самой системой.&quo; Виды социальных изменений Открытие - это разделяемое многими людьми восприятие аспекта реальности, ранее неизвестного. Человек открывает принцип рычага, циркуляцию крови или условный рефлекс. Открытие добавляет новую черту в запасы знаний, проверенных людьми, воспринятых ими. Оно всегда добавляет нечто новое к культуре, потому что, хотя открываемый аспект всегда существовал, он становится частью культуры только после его открытия. Открытие превращается в фактор социального изменения лишь тогда, когда оно может быть использовано, когда оно стало частью общества или человеческих отношений. Так, открытие физиологов и психологов, состоящее в том, что мужчина и женщина обладают одинаковыми интеллектуальными способностями, не заставило большинство мужчин изменить свои установки по отношению к статусу женщины, но сделало возможным отказаться от патриархальных отношений XIX в. и понизило степень мужского детерминирования в обществе. Когда новое знание используется для развития технологии, практически всегда появляются изменения в целом. Древние греки за 100 лет до нашей эры имели представление об энергии пара. В Александрии была даже построена маленькая паровая машина для развлечения, но сила пара не производила социальных изменений до тех пор, пока через две тысячи лет это открытие не стало серьезно использоваться людьми. Изобретение. Изобретение часто определяют как новую комбинацию или новое использование существующего знания. Именно таким образом изобретатель Джордж Селден в 1895 г., комбинируя двигатель, топливный бак, ременную передачу и колеса, изобрел автомобиль. Ни одна из вещей, составляющих изобретение, не была новинкой: люди уже давно использовали их в повседневной практике.

Новым моментом стала комбинация уже известных предметов. Идея комбинации позволяет создавать то, что ранее не существовало. Изобретения могут быть разделены на два типа: материальные (такие, как лук, стрелы, телефон или самолет) и социальные (такие, например, как алфавит, конституционное правительство, выборная демократия и т.д.). В каждом случае создается комбинация хорошо известных элементов. Изобретение является постоянным процессом, когда каждое новое изобретение становится последним в ряду предыдущих. Таким образом, изобретательство представляет собой процесс (о процессах мы будем говорить несколько позже). Американский ученый Джон Гиллин отмечал, что изобретение может быть новым по форме, функционированию и значению. Форма означает вид нового объекта или действий, нового типа поведения; функционирование - это то, что совершается посредством данного изобретения и, наконец, значение - это долговременные последствия его использования людьми. В обиход довольно прочно вошло слово &quo;инновация&quo;, которое включает в себя как открытие, так и изобретение. Диффузия. Даже самое изобретательное общество может изобрести только простейшие формы изменений. Чаще же всего социальные изменения в обществах развиваются через диффузию - распространение культурных черт и образцов от группы к группе и их внедрение. Диффузия действует как внутри обществ, так и между ними. Частушки как вид фольклора возникли у татар, а затем проникли в русскую среду. Методы научного управления, разработанные американской школой Ф. Тейлора, были внедрены в других обществах. Диффузия возможна только в тех обществах, которые вступают друг с другом в тесный контакт. Очень часто группы намеренно увеличивают число контактов, чтобы усилить диффузию (например, в случае обучения менеджеров с посылкой обучаемых в США, Германию и другие развитые страны). Но иногда общество или группа стремится избежать диффузии и снижает число контактов (например, когда хотят избежать влияния нежелательной идеологии). Отсюда следует вывод, что диффузия является селективным действием. Группа принимает некоторые культурные черты и отвергает другие. Так, мы принимаем многое из европейской кухни, но, тем не менее, не принимаем католической религии. Сопротивление социальным изменениям и их принятие. Итак, не все предлагаемые инновации принимаются обществом. Некоторые могут приниматься немедленно, некоторые - спустя длительное время. Одним из факторов, влияющих на сопротивление изменениям, можно считать наличие специфических установок и ценностей, которые, отличаясь от общей установки на изменение, могут мешать принятию изменения и даже блокировать его. Например, правительство пытается внести изменения в действующие законы, но на местах это новшество не принимается, несмотря на то что многие осознают его необходимость и своевременность. Эта неудача возникает из-за того, что части исполнителей или руководителей новый закон не нравится, так как он ущемляет их интересы. Используя свою власть, эти руководители могут просто не выполнять под многими предлогами требования нового закона и таким образом блокировать его.

Пик всех видов чувствительности также падает на 20 лет. Вместе с тем пик психофизиологических, психических и интеллектуальных отмечен Б. Г. Ананьевым и его сотрудниками в 19 лет, когда наблюдаются фронтальное повышение функционального уровня психомоторных характеристик, внимания, памяти, мышления, пик динамичности возбудительного и тормозного процессов. К 21 году завершается формирование высших эмоций: эстетических, этических, интеллектуальных и самосознания. Д. Б. Бромлей, описывая динамику социальных характеристик, отмечает в этом возрасте появление собственной семьи, уход из родительского дома, рождение первого ребенка, освоение профессиональных ролей, установление круга знакомых, связанных с работой. Следовательно, существенные изменения происходят на всех уровнях и эти изменения носят не только количественный, но и, что самое главное, качественный характер, по многим функциям прослеживаются скачкообразные изменения. Не менее существенные качественные изменения наблюдаются на границе между II и III стадиями постнатального онтогенеза (от 55 до 65 лет)

3.Методика социологического исследования.
3.1.Программа социологического исследования.

Место и роль программы в социологическом исследовании.

Социологическое исследование начинается с разработки его программы. От научной обоснованности этого документа в значительной мере зависят результаты исследования. Программа представляет собой теоретико-методологическую основу осуществляемых социологом процедур исследования (сбора, обработки и анализа информации) и включает:
-определение проблемы, объекта и предмета исследования;

-предварительный системный анализ объекта исследования;

-характеристику цели и задач исследования;

-интерпретацию и операционализацию основных понятий;

-формулирование рабочих гипотез;

-определение стратегического плана исследования; -составление плана выборки;

- описание методов сбора данных;

-описание схемы анализа данных.

Иногда в программе выделяют теоретический (методологический) и методический (процедурный) разделы. К первому относят компоненты программы, которые начинаются с постановки проблемы и завершаются составлением плана выборки, ко второму- описание методов сбора, обработки и анализа данных.

Программа должна ответить на два основных вопроса:
- во-первых, как перейти от исходных теоретических положений социологии к исследованию, как "перевести" их в средства исследования, методы сбора, обработки и анализа материала;

- во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического материала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование при этом не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития самой теории.

3.2.Цели и задачи социологического исследования

Цель- общая направленность социологического исследования, определяющая его характер и ориентацию (теоретическую или прикладную). Программа исследования должна чётко отвечать на вопрос: на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование?
Если цели недостаточно ясны учёным и представителям организаций, которые обратились к ним с социальным заказом, то могут возникнуть разногласия по итогам исследования. В связи с этим важно, чтобы социологическое исследование имело комплексный характер, для чего в программе разрабатывается система основных и неосновных задач.

Задачи- совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы.

Основные задачи соответствуют цели исследования. В теоретически ориентированном исследовании приоритет отдаётся научным задачам, в практически ориентированном- прикладным.

Неосновные задачи ставятся для подготовки будущих исследований, решения методических вопросов, проверки побочных гипотез, не связанных непосредственно с данной проблемой. При теоретической или прикладной ориентации социологического исследования неосновные задачи целесообразно решать на основе материала, полученного для поиска ответа на центральный вопрос, анализировать те же данные, но под другим углом зрения. Возможно, что неосновные задачи не получат законченного решения, но они могут помочь в постановке научной проблемы при подготовке нового исследования по новой программе.

3.3.Объект и предмет социологического исследования

Объект социологического исследования- общность людей, их деятельность, организованная с помощью социальных институтов, и условия, в которых эта деятельность осуществляется, либо другое явление или процесс.
Объект должен характеризоваться:

1. Чётко обозначенными явлениями по таким параметрам, как:

а) Отраслевая принадлежность;

б) Профессиональная принадлежность;

в)Возрастная принадлежность;

г)Национальная принадлежность.

2.Пространственной ограниченностью.

3.Функциональной направленностью:

а)Политическая направленность;

б)Этническая направленность;

в) Производственная направленность.

4.Временной ограниченностью.

5.Возможностями его количественного измерения.

Если объект социологического исследования независим от исследования и противостоит ему, то предмет изучения, напротив, формируется самим исследованием. Предмет социологического исследования- это центральный вопрос проблемы. Это- конструкция, созданная мышлением, существующая лишь постольку, поскольку есть знание об объекте, детерминируемая, с одной стороны, объектом изучения, с другой- условиями исследования: задачами, знаниями и средствами социологии.

Предметом исследования принято считать ту из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению, т. е. наиболее значимую сторону объекта с точки зрения социологической теории и социальной практики. Одному и тому же социальному объекту может соответствовать несколько различных предметов исследования, каждый из которых по содержанию определяется тем, какую именно сторону объекта он отражает, с какой целью, для решения какой проблемы выбран. Например, при исследовании миграционных процессов объектом исследования является население различных территориальных единиц: республики, области, района, населённого пункта. Предметом является миграция- перемещение людей из одного места проживания в другое. Цель исследования- оптимизация миграционных процессов в некотором районе. Задача- нахождение наилучших путей этой оптимизации (для прикладного исследования) и установление закономерностей миграции населения (для теоретического исследования). Один и тот же объект можно описать по-разному в зависимости от проблемы и цели социологического исследования. От того, какие в изучаемом объекте будут выделены элементы и связи, зависит, в свою очередь, выбор средств их фиксации (методика сбора и анализа данных).

3.4.Системный анализ объекта исследования.

Одна из задач начального этапа социологического исследования заключается в том, чтобы дать гипотетическое развёрнутое описание социального объекта как системы, т. е. описать его с позиции системного анализа. Таким образом фиксируются определённые элементы и связи, характерные для изучаемого объекта.

Социальный объект рассматривается с двух сторон: как часть целого и как целое, состоящее из частей. В первом случае он характеризуется внешними связями, во втором- внутренними.

Специфика научного исследования состоит в построении гипотетической модели объекта как совокупности составляющих его элементов и связей. Данная модель становится "заместителем" исследуемого объекта.
Результатом предварительного системного анализа изучаемого социального объекта является предмет исследования, имеющий форму некоторой гипотетической модели, которая может быть представлена в виде схемы с описанием элементов и связей изучаемого объекта. Системный анализ объекта позволяет прояснить предмет исследования, выделить основные понятия и дать их интерпретацию, а так же выдвинуть рабочие гипотезы.


3.5.Выдвижение и проверка гипотез.

Гипотеза в социологическом исследовании- научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития.Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.

Требования к гипотезе. Научно обоснованная гипотеза в социологии должна отвечать ряду требований.


1. Она должна соответствовать исходным принципам теории научного познания. Это требование играет роль критерия для отбора научных гипотез и отсева ненаучных, исключает из науки несостоятельные гипотезы, построенные на основе ложных теорий.

2. Гипотеза, объясняющая социальные факты в некоторой области, как правило, не должна противоречить теориям, истинность которых для данной области уже доказана. Но новая гипотеза иногда может противоречить старым теориям и вместе с тем быть вполне допустимой.

3. Необходимо, чтобы гипотеза не противоречила известным и проверенным фактам. Если среди известных фактов имеется хотя бы один, с которым гипотеза не согласуется, то она должна быть отброшена или переформулирована так, чтобы охватить всю совокупность фактов, для объяснения которых она предложена. Но не всегда противоречие известным фактам следует расценивать как признак несостоятельности гипотезы.

4. гипотеза должна быть доступна проверке в процессе социологического исследования. Проверяется она при помощи имеющейся в распоряжении исследователя специально разработанной методики.

5. Гипотеза должна подвергаться логическому анализу, устанавливающему её непротиворечивость. Это делается не только посредством логических правил, но и с помощью операциональных определений. Последние позволяют избежать произвольности истолкования эмпирических терминов гипотезы. Для того, чтобы повысить подтверждаемость гипотезы, следует стремиться к выдвижению большего числа взаимосвязанных гипотез и указать для каждой гипотезы возможно большее число эмпирических показателей входящих в неё переменных.

По содержанию гипотезы подразделяют на описательные и объяснительные. Первые- это предположения о структурных и функциональных связях изучаемого объекта. Они могут относиться и к классификационным характеристикам социального объекта.

Вторые- предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте, требующих эмпирической экспериментальной проверки. В процессе такой проверки следует проводить различие между основные гипотезами и их следствиями (выводными гипотезами).

3.6.Методы выборки.

Генеральная совокупность - совокупность всех возможных социальных объектов, которые подлежат изучению в пределах программы социологического исследования. Выборка или выборочная совокупность - часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приёмов для получения информации о всей совокупности в целом.

1. Квотная выборочная совокупность.

Этот метод предполагает не менее четырёх признаков, по которым определяются респонденты.

Обычно применяется при большой генеральной совокупности.

2. Метод основного массива.

Предполагает опрос 60-70% генеральной совокупности.

3. Метод гнездовой выборки.

В качестве респондента выступает не отдельный индивид, а какая-то группа.
Этот метод будет представительным, если состав групп схож.

4. Метод серийной выборки.

При этом методе генеральная совокупность разбивается на однородные части, из которых пропорционально отбирается единица анализа (элементы выборной или обследованной совокупности: могут быть как индивиды, так и группы).
5. Метод механической выборки.

Из общего списка генеральной совокупности через равные промежутки отбираетется необходимое число респондентов.

6. Сплошной метод.

Применяется при небольшой генеральной совокупности.

3.7.Интерпретация данных.

После того как получены результаты исследования, данные наблюдения и измерения, проводится теоретическая интерпретация эмпирических данных. "Язык наблюдений" как бы переводится на "язык теории" - действие, обратное тому, которое осуществлялось перед исследованием.

Такая интерпретация осуществляется в процессе теоретического обобщения эмпирических данных и оценки истинности выдвинутых гипотез.

4.Заключение

В ходе исследования было проанализировано, определено значение социологии как науки, её функции. Социологией является дисциплина, имеющая важные практические применения. Также, социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Среди функций, были рассмотрены познавательная, проектирования, создания служб социального развития

На основе знания закономерностей общественного развития социология способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т.п. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей, например трудового коллектива, нового предприятия, нового города, политической партии или движения, но и управления для достижения поставленных целей.

Удалось выяснить практическое воздействие социологии. Известно, что социологическое исследование позволяет взглянуть на социальный мир как на многообразие культурных перспектив, и это помогает устранить предрассудки различных групп по отношению друг к другу. Группы взаимопомощи и общественные движения являются примерами общественных ассоциаций, прямо добивающихся практических реформ. Социология играет важную роль в обществе в плане прогнозирования социальных процессов и проведения социологических исследований. Информация, полученная в ходе социологического исследования, может способствовать решению проблем в различных областях человеческой жизни и деятельности.

Таким образом, следует сделать вывод, что в ходе данного исследования удалось достичь поставленной цели путём анализа и определения значения социологии как науки, её функций, выяснения практического воздействия социологии.

Список литературы

1.Басков А., Бенкер Г. Современная социологическая теория., - М.- 1996

2.Лытюньска К. Анализ адекватности ответов респондентов, полученных в углублённом пилотаже// Социологические исследования. -1973. -№4.

3.Социология: наука об обществе. Под ред. Андрущенко В. П. и Горлега Н. И., - Харьков, - 1996

4.Социология: основы общей теории. Под ред. Осипова Г. В., - М.: "Аспект-пресс", - 1996

5.Фролов С. С. Основы социологии., - М.: "Юрист", - 1997

6.Ядов В. А. Социологическое исследование., - М., - 1995


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: