Ян Амос Коменский (1592—1670)

С именем этого великого мыслителя, педагога, писателя связано рождение национальной детской литературы. Это был блестяще для того времени образованный человек (он учился в лучших университетах Германии), который дружил с крупнейшими философами и художниками — Монтенем, Рембрандтом и другими. Основная его идея — человек может и должен стремиться к нравственному совершенствованию и свободе от догм. Все его сочинения основаны на твердой вере автора в светлое будущее человека. Они отразили извечную потребность людей создавать и обновлять идеалы своего гармоничного развития. Но, по его убеждению, “нельзя достичь исправления дел людских без дела основного, без современного первоначального воспитания”.

Именно для этого—для практического осуществления своих идей Коменский создавал самые разные педагогические произведения. Их воспринимали не только в Чехии, но и в других странах — там, где освобождались от страха перед всем новым, где феодализм уходил в прошлое. Так, его книга “Открытая дверь языков” была первым в педагогике трудом, который и в изложении материала, и в примерах опирался на родной язык, причем был тесно связан с жизнью человеческой, с ее практикой. Другая грань его интересов нашла отражение в книге “Открытая дверь предметов”. Здесь писатель стремился создать своеобразную энциклопедию знаний, книгу, как он сам говорил, “всеобщей мудрости”, но такой, которая “будет всеобщим противоядием от незнания, хаоса, призраков и ошибок”.

Мировую славу Коменскому, наряду с этимисочинениями,принесла книга “Мир чувственных вещей в картинках”. Он задумал ее как учебное пособие для малышей, еще не посещающих школу. Основу ее составляли сто пятьдесят гравюр, каждая из которых представляла совокупность предметов или символов. Все они наглядно иллюстрировали определенные жизненные явления. А помогали этому короткие сопроводительные тексты. После вступительных слов о Боге шли главы о религии, о сотворении мира, о небесах, природных стихиях, флоре и фауне, рассказывалось о человеке, его анотомин, занятиях, ремеслах, которыми он овладел, о различных видах его деятельности. Астрономию, мораль, право, медицину, военное дело — все находил маленький чита-гель в этой грандиозной книге. Причем сведения подавались так, чтобы они закреплялись в памяти с помощью зрительных впечатлений, конкретизировавших эти понятия.

Коменский составил также сборник учебных пьес “Школа-игра” с объяснениями, как использовать их в процессе обучения. Он считал, что столь притягательная для детей форма, как актерская игра, поможет ученику скорее и легче овладеть латынью. “Мой метод служит превращению школьной барщины в игру и удовольствие”, — говорил он. В полном виде свою теорию воспитания Коменский изложил в “Великой дидактике”. Главная ее идея — эстетика обучения: школа должна располагаться в приятном месте, зеленом и тенистом, классы следует украшать картинами — тогда “дети будут заняты уроками, которые доставят им столько же удовольствия, сколько они получили бы, проведя день в играх”.

Многое в педагогических трудах великого гуманиста и сейчас представляется актуальным и современным. Ведь он едва ли не первым во всей полноте осознал, какое гигантское влияние на формирование личности человека имеет воспитание его в детском возрасте. И сочинения Коменского, адресованные непосредственно детям, очень близки к нашему сегодняшнему пониманию того, что такое “детская книга” и “детская книга с рисунками”. Можно сказать, что он сумел на века определить развитие детской литературы буквально во всем мире.

Идеи, высказанные Коменским, в первую очередь оказали влияние на развитие чешской детской литературы. А вообще в литературном процессе страны нашли свое отражение и древние традиции славянского народного творчества, и такие исторические события, как гуситское движение, эпоха возрождения национальной культуры и т.п. В разные периоды они вдохновляли писателей и поэтов на создание произведений, многие из которых вошли впоследствии в круг детского чтения. К “взрослым” авторам, без имен и творчества которых история чешской детской литературы будет далеко не полной, относятся в первую очередь Вожена Немцова и Алоиз Ирасек.

Божена Немцова (1 820—1862) в созданных ею стихах и прозе много внимания уделяла жизни народа, тяжкой доле которого она глубоко сочувствовала, поэтому в ее творчестве нередко звучат печальные ноты. Однако главное в нем — все же светлое, оптимистическое начало. Так, в первом ее прозаическом произведении “Народные сказки и предания” — утверждение моральной красоты простого человека с его извечной мечтой о справедливой жизни, яркая образность и романтическая приподнятость. Используя не только народные сюжеты, но и художественные изобразительные средства фольклорных сказок, писательница сумела здесь органически сочетать их с романтическими мотивами, навеянными литературой, и в то же время ярко нарисовать утопические картины лучшего общественного устройства.

Всего писательница создала шесть выпусков “Народных сказок и преданий”. Народно-поэтический материал она использовала не только для лирических, но и для бытовых и сатирических своих сказок. В них проявилось свойственное Немцовой сильное чувство родного языка. Она тщательно отбирала наиболее выразительные слова и образные обороты народной речи, широко использовала ее фразеологию. В результате получились живые, динамичные произведения, пользующиеся и в наши дни широкой популярностью не только у взрослых, но и у маленьких читателей.

Отец Алоиза Ирасека (1851—1930) был небогатым пекарем в городке, население которого состояло из крестьян и кустарей-ткачей. Тем не менее будущему писателю удалось окончить Пражский университет. Свой талант он посвятил истории родной страны — через художественное изображения прошлого стремился показать соотечественникам, как им надо понимать настоящее. С большим мастерством он изображал исторические события и участвовавших в них реальных действующих лиц. В круг детского чтения вошел его роман “Псоглавцы”, в котором изображены годы упадка Чехии во всем их глубоком трагизме. Тема произведения — события восстания “ходов”, жителей пограничья, против землевладельца, немецкого графа.

Создал Ирасек и книгу, которую знает едва ли не каждый чешский ребенок, — “Старинные чешские сказания”, представляющие собой обработанные писателем народные предания. Придав им литературную форму, он каждый раздел книги изложил в особом стиле. Так, сказания о предках написаны в патриархальной манере, легенды о сражениях выражены в воинственном тоне, а те повествования, в которых содержатся предсказания будущего, исполнены патетики, веры в силы народа. Интересна, например, легенда “О воеводе Чехе”. Сказания о нем и княжне Либуше были известны еще в Х веке. Первое из них— история двух братьев Чеха и Леха, которые считались праотцами чешского и польского (ляшского) народов. “О Либуше” — это рассказ о легендарной мудрой деве, о ее правлении страной.

Есть в этой книге также сказания, отражающие языческие верования древних чехов. Они во многом напоминают волшебные сказки. О реально существовавших исторических лицах повествуют сказания “О Яне Жижке” (о борьбе гуситских воинов под его водительством), “О Яне Козине” (рассказ о жизни и смерти молодого “хода” на фоне крестьянских восстаний того периода), “О Яношике”. Песни и сказания об этом народном мстителе весьма распространены среди не только чехов и словаков, но и среди пограничных с ними польских и украинских крестьян. В них воспеты благородство и бескорыстие героя, который “брал у богатых и давал бедным”.

Ирасек много лет проработал учителем и прекрасно знал мир детей, их запросы и интересы. Он всей душой стремился приобщить их к народному творчеству и истории родной страны, так как усматривал в этом один из важнейших компонентов формирования полноценной человеческой личности.

В конце XIX — начале XX веков в чешской литературе все более крепнет реалистическое направление с ярко выраженным оттенком социального протеста и сатирического восприятия государственной политики и морали буржуазного общества. Великим чешским сатириком был Я. Гашек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: