Содержание дорожно-экономических изысканий при проектировании сети автомобильных дорог

Основное содержание экономических изысканий – установление существующего и планируемого объема и направления грузовых и пассажирских транспортных связей между отдельными грузооборотными пунктами и в связи с этим определение наиболее желательного с экономической точки зрения размещения дорожной сети или трассы отдельной дороги.

Экономические изыскания служат основой для разработки технико-экономического доклада (ТЭД) – обоснования проектирования и строительства дороги. После утверждения ТЭД (ТЭО) выполняют технические изыскания.

Задача технических изысканий – установить точное месторасположение трассы и закрепить ее на местности; определить исходные данные для разработки технического проекта строительства дороги и ее сооружений. Характер и объем этих изысканий зависят от значения дороги, сложности объекта, природных и других условий. В соответствии со стадиями проектирования различают предпостроечные технические изыскания.

Данные экономических и технических изысканий ложатся в основу разработки задания на проектирование и проекта строительства дороги. В зависимости от сложности объекта его проектируют в две или одну стадию. В первом случае составляют отдельно технический проект и рабочие чертежи, а во втором – технорабочий проект (технический проект, снабженный рабочими чертежами).

Начальная стадия дорожного проектирования – комплексные экономические изыскания. Их проводят для проектирования и реконструкции дорожной сети какой-либо административной или производственной единицы. В содержание изысканий входит анализ существующего и установление перспективного объема и направления транспортных перевозок на данной территории, обследование имеющейся транспортной сети, природных и экономических условий.

Материалы комплексных экономических изысканий служат в качестве исходных для размещения сети дорог, а также для обоснований их хозяйственного значения и экономической эффективности их строительства. Используя данные этих изысканий, составляют планы строительства, устанавливают его сроки и очередность, а также решают многие вопросы технического проектирования. Организация и состав работ зависят от поставленной задачи, экономических и природных особенностей объекта и его расположения (определяются нормативными документами).

Сельскохозяйственные дороги, обслуживающие в основном внутрихозяйственные транспортные связи, наиболее рационально проектировать составе схем и проектов сельскохозяйственной и районной планировки, землеустройства и мелиорации. В связи с этим экономические изыскания для размещения сети приводят в комплексе с другими изысканиями, являющимися составной частью разрабатываемой схемы или проекта. Выполняют их специалисты соответствующего профиля при содействии других специалистов, а также местных административных и хозяйственных организаций.

Экономические дорожные изыскания проводят комплексно, в определенной последовательности, по стадиям.

В подготовительный период устанавливают район изысканий, разрабатывают задание, план и программу работ, методику их выполнения, подбирают и изучают имеющиеся литературные и нормативные источники. При размещении сети сельскохозяйственных дорог изыскания, как правило, проводят в границах административных районов. Однако в качестве районов изысканий целесообразно принять группу хозяйственных и административных единиц, сельскохозяйственные и производственные объединения, имеющие тесные экономические связи или отграниченные крупными реками, озерами, хорошими автомобильными дорогами.

Исходные показатели, получаемые в процессе дорожно-экономических изысканий, можно подразделить на технико-экономические и физико-географические. К первым относятся данные, характеризующие современное состояние и перспективы развития отраслей производства, населенных пунктов, культурно-просветительных и административных центров, а также существующую транспортную сеть, виды, объем и направление перевозок. В состав вторых входит характеристика климатических, почвенно-грунтовых, гидрологических и других условий района.

Комплексные (сетевые) дорожные изыскания выполняют с целью получения необходимых данных на исходный год, перспективный (5-10 лет) и расчетный (генеральный, 15-20 лет) сроки. Для дорожного проектирования важно знать перспективы развития населенных пунктов, отдельных отраслей производства, предприятий и хозяйственных организаций, объем и технологию их производства, предприятий и хозяйственных организаций, объем и технологию их производства, экономические и транспортные связи.

Пункты, между которыми осуществляются транспортные связи, называют грузооборотными. Различают грузообразующие (из которых вывозят грузы) и грузопотребляющие (в которые ввозят грузы) пункты. Чаще всего один и тот же пункт выступает в обоих качествах.

При экономическом проектировании сети сельскохозяйственных дорог района предприятия и хозяйства, а также крупные развивающиеся населенные пункты рассматривают как отдельные грузооборотные пункты. В некоторых случаях, при обособленном размещении, в их качестве выступают производственные подразделения хозяйств, предприятий.

Местные грузообротные пункты по значимости целесообразно разделить на насколько групп.

К первой группе можно отнести районный центр, железнодорожную станцию, межхозяйственные производственные комплексы и базы, культурные и другие центры. Они представляют собой транспортные узлы района. Эти пункты в той или иной мере осуществляют транспортные связи со всем остальными пунктами района или объединения. Их обычно немного.

Ко второй группе относятся сельскохозяйственные и местные промышленные предприятия и организации, крупные населенные пункты, осуществляющие транспортные связи в основном с пунктами первой группы.

Третья группа включает пункты, в большей мере осуществляющие внутрихозяйственные перевозки между производственными подразделениями, селами, фермами и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: