Основные направления изучения малой группы

Психология малой группы

Понятие малой группы

М алая группа — это немногочисленная по составу (3 – 30 человек), хорошо организованная, самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью, находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время.

Отечественные и зарубежные исследователи (Г.М. Андреева, А.В. Петровский, М.Робер, Ф. Тильман, Д. Майерс, А.И.Донцов и др.) выделили основные особенности малой группы:

§ Размер группы: от 2 (3) – нижняя граница до 20-30 человек – верхняя граница (оптимальный размер группы 5-12 человек);

§ Непрерывный контакт и общение между членами группы на минимальной дистанции без посредников;

§ Общая цель и совместная деятельность;

§ Взаимные функциональные (деловая, инструментальная сфера) и эмоциональные (экспрессивная сфера) связи;

§ Осознание членами группы себя как «мы», а других как «они»;

§ Общие нормы и ценности, правила внутри- и межгруппового поведения;

§ Организационная структура и система руководства (власти);

§ Достаточное время взаимного существования людей в группе.

2. Функции группы в обществе:

Американский социолог Н.Дж.Смелзер (Smelser, 1994) выделяет следующие функции группы:

1. Социализирующая – связана с процессом включения человека в определенную социальную среду (выражается в усвоении норм, правил поведения, ценностей определенных групп);

2. Инструментальная - состоит в осуществлении совместной деятельности людей (групповая деятельность обеспечивает более высокую результативность, чем одиночная; примеры групп: музыкальная группа, художественная, футбольная команда, экипаж самолета, команда спасателей и т.д.).

3. Экспрессивная функция – включает удовлетворение потребностей в одобрении, уважении, доверии

4. Поддерживающая функция – выполняет роль психологической поддержки, особенно в трудных ситуациях для ослабления неприятных чувств

Основные направления изучения малой группы

В качестве основных направлений изучения малых групп выделяют социометрическое, социологическое направления и школу «групповой динамики».

1) Социометрическое направление (Дж. Морено)

Дж. Морено полагал, что в любом обществе (группе) можно выделить:

§ макроструктуру – пространственное расположение членов группы в разных формах жизнедеятельности (офи­циальные позиции) и

§ микроструктуру – это психологические отношения человека с окружающими его людьми (симпатии/ антипатии).

Ученый считал, что причиной всех конфликтов и разногласий является несовпадение микро- и макроструктуры, поэтому, нужно гармонизировать отношения между двумя областями. На основе данных воззрений возникла, в качестве инструмента исследования, социометрия – метод изучения структуры психологических или межличностных взаимоотношений.

2) « Социологическое направление» (Э.Мейо)

Данное направление связано со знаменитыми Хоторнскими экспериментами, которые проводились на предприятиях компании «Вестерн Электрик» с 1924 по 1936 год, где исследователи изучали работу сборщиц реле (в основном условия деятельности) и искали пути увеличения производительности труда. В результате исследований Э. Мейо пришел к выводу, что на эффективность деятельности оказывает влияние такое чувство, как «социабельность» - потребность ощущать себя принадлежащим к некоторой группе (внимание исследователей к деятельности работниц привело к росту производительности труда). Также в результате проведенных экспериментов и наблюдений Э. Мейо сделал вывод о наличии двух структур: формальной и неформальной, - зародилась доктрина «человеческих отношений» (связана с гуманизацией отношений между исполнителями и предпринимателями, включает возможность использования в качестве средств повышения производительности труда групповые ценности, учитывать групповые решения, делегировать ответственность).

3) Школа «групповой динамики» - является наиболее «психологическим» направлением и связана с именем К.Левина, создавшегов 1944 году в Массачусетском технологическом институте специальный Центр изучения групповой динамики. В рамках этого направления изучаются: стили лидерства, проблемы групповых конфликтов, эффективность групповой деятельности в условиях кооперации и конкуренции, процессы принятия групповых решений, цели, мотивы, сплоченность группы и социально – психологический климат и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: