Эффект связан с изменением мнения или поведения участника группы в результате влияния реального или предполагаемого группового давления.
Рассмотрим несколько примеров феномена конформизма.
Экспериментальные исследования групповых норм М. Шерифа, проведенные в 1937 году, доказали правомерность положения, что человек, находясь в группе, имеет склонность соглашаться с суждениями окружающих (особенно, когда ситуация неопределенная или многозначная) и доверять мнению других больше, чем своему. Это доказывает эксперимент с аутокинетическим эффектом: в затемненной комнате на специальном экране возникала световая точка, в течение несколько секунд двигалась и исчезала. На первом этапе испытуемый должен был самостоятельно оценить расстояние смещения точки от первоначально заданной. На втором этапе предполагалось обсуждение результата перемещения светового источника тремя участниками. В результате дискуссии возникала тенденция к усреднению ответов и склонности к формированию определенного группового мнения (на следующих этапах эксперимента участники продолжали придерживаться выработанной групповой нормы).
Х |
А |
В |
С |
Рис. 7. Эксперимент С. Аша |
На первом этапе участник эксперимента, находясь один, называл правильный ответ (В). Второй этап: члены подставной группы (это неизвестно «наивному испытуемому») один за другим называют неверный ответ, после этого свое мнение высказывает «наивный субъект». Как показали исследования в 37% человек соглашается с ложным мнением группы; этот групповой эффект и получил название «конформизм».
В качестве следующего примера этого явления кратко рассмотрим эксперимент С. Милграма, связанный с социальным влиянием и подчинением авторитету (Milgram, 1963, 1974, 1976). Классическая модель эксперимента состояла в следующем: в опыте принимали участие научный работник (экспериментатор), испытуемый и ассистент экспериментатора – актер, играющий роль ученика; экспериментатор (Researcher) говорил, что исследование касается влияния
Рис. 8 Эксперимент С. Милграма |
Сначала «ученик» отвечает верно, но потом количество ошибок возрастает, - «ученик» начинает проявлять недовольство и просит, чтобы его выпустили. Тогда экспериментатор с помощью специально подготовленных фраз настаивает, чтобы испытуемый («учитель») продолжил эксперимент, апеллируя к ценности и важности его результатов. В итоге 62, 5% «учителей» применили самый мощный ток – 450 В.
Эксперименты М. Шерифа, С. Аша, С. Милграма позволяют выделить несколько причин проявления конформизма:
§ согласованное и категоричное мнение членов группы (если же имеется сомневающийся или несогласный участник, степень подчинения снижается);
§ проявление эффекта группомыслия в ходе группового обсуждения;
§ высокая сплоченность группы;
§ неоднозначность и неясность ситуации (проблемы);
§ наличие эксперта, значимого человека, обладающего высоким статусом;
§ заниженная самооценка и неуверенность в себе;
§ публичность выступления и открытое высказывание своего мнения.
Противоположным конформизму является независимое, свободное и устойчивое к давлению группы поведение.