Процесс воспитания - сложная динамическая система. Каждый компонент этой системы, в свою очередь, может рассматриваться как система, содержащая свои компоненты. Например, каждый этап воспитательного процесса, являясь по отношению к нему элементом, сам представляет собой систему.
Критериев, по которым можно структурировать процесс воспитания много. Рассмотрим некоторые из них.
Первый критерий - последовательность этапов воспитательного процесса.
Овладение знаниями норм и правил поведения. | Формирование поведения. |
Формирование убеждений. | |
Формирование чувств. |
Второй критерий - связь и зависимость между компонентами, обеспечивающими эффективность протекания процесса.
1. Проектирование процесса воспитания.
2. Организация деятельности.
3. Регулирование межличностных отношений.
4. Контроль, подведение итогов.
Третий критерий - последовательность педагогических действий.
1. Ознакомление с общими нормами и требованиями.
2. Формирование отношений.
3. Формирование взглядов и убеждений.
4. Формирование общей направленности личности.
Четвертый критерий - последовательно реализуемые функции.
Воспитание – это целенаправленный процесс формирования личности; как любой процесс оно обладает внутренней логикой, которую можно представить в виде последовательно реализуемых функций.
1. Аналитическая (изучение личности и социально-педагогической ситуации развития).
2. Диагностическая (выявление реального уровня развития человека: установление причинно-следственных связей, детерминирующих формирование его личности).
3. Прогностическая (целеполагание - формирование ожидаемого результата и условий его достижений).
4. Проектировочная (разработка программы и плана, выбор способов деятельности, направленной на достижение цели).
5. Организаторская (формирование мотивации развития личности. Организация деятельности и общения).
6. Контрольно-оценочная (выявление и оценка результатов воспитания, эффективности форм и способов организации воспитательного воздействия.