Сущность и содержание теории познания (понятия, суждения, умозаключения, идеи, теории)

Теория познания (или гносеология) – это раздел философии, в котором изучается природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, условия достоверности и истинности познания. Термин «гносеология» происходит от греческих слов gnosis – знание и logos – понятие, учение и означает «понятие о знании», «учение о знании». И хотя сам термин «теория познания» введён в философию сравнительно недавно (в 1845 г.) шотландским профессором Дж. Феррером, учение о познании разрабатывалось уже в Древнем мире.

Структура процесса познания и его особенности. Познавательный процесс состоит из трех основных структурных элементов:

а) объект познания;

б) субъект познания;

в) процесс отражения действительности в сознании познающего субъекта.

Объект познания – это те явления и процессы, на которые направлена познавательная активность людей. Для анализа процесса познания важно разграничение объекта познания и объективного мира. Обычно они совпадают, хотя и не всегда. Объектом познания, в первую очередь, выступает определенная часть материального мира (первичный объект познания). Далее, объектом познания являются также сознание, духовные процессы, духовный мир (вторичные объекты познания). Наконец, объектом познания могут быть теоретические объекты, которые специально создает и изучает человек в процессе научно-теоретической деятельности (третичные объекты познания).

Субъектом познания является носитель познавательной активности, осуществляющий целенаправленную деятельность и оценивающий ее результаты. Это, прежде всего, общественный, социально сформированный целостный человек. Кроме того, субъектом может являться коллектив, социальная группа, класс, общество в целом. Субъект оказывает значительное влияние на результаты познания. Он вносит в познание элемент свободы, не детерминированный познаваемый объектом.

Таким образом, познание – это специфическая форма взаимодействия субъек­та и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта.

Именно поэтому и познавательная деятельность, и ее результат содержат в себе и субъективное – то, что зависит от субъекта, так и объективное, что определяется самим объектом и от субъекта не зависит.

Познание является сложным диалектическим процессом. Диалектический характер процесса познания наиболее ярко проявляется в трех аспектах:

а) по отношению к характеру взаимодействия субъекта и объекта в познании;

б) по отношению к познаваемому объекту;

в) по отношению к познающему субъекту.

Действительность отражается в сознании в двух формах: чувственное (проявляется через ощущения, восприятие органами чувств) и рациональное (по средствам абстрактного мышления).

В процессе трудовой деятельности человек приобрел способность говорить, т.е. появился язык, а с ним и абстрактное мышление, т.о. получил возможность оперировать понятиями об объектах окружающего мира.

Теория - это логически обоснованная, проверенная на практике система знаний об определенном классе явлений, о сущности и действии законов бытия данного класса явлений.

Понятие является исходной формой рационального познания. Понятие – такая форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений. Образование понятия – сложный процесс, включающий в себя несколько мыслительных операций: сравнение, обобщение, абстрагирование. Сравнение позволяет мысленно сопоставить один предмет с другим, выявить признаки сходства и различия между ними. Обобщение даёт возможность на основе тех или иных общих признаков мысленно объединять однородные предметы. Абстрагирование – операция, позволяющая пренебречь несущественными, второстепенными свойствами предметов и явлений во имя существенных свойств. Понятия выявляют не только содержание предметов, но также их свойства и отношения между ними. Примером понятий, выражающих свойства предметов, являются понятия «большой», «маленький», «красивый», «безобразный», «сильный», «слабый» и т. п.

Суждение – это такая форма мысли, благодаря которой устанавливается связь между понятиями. Объективной основой суждения являются связи и отношения, которые существуют между предметами. Эти связи могут быть между двумя отдельными предметами, между предметом и группой предметов и т. п. Посредством суждения раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами. Например, наукой установлено, что медь обладает теплопроводностью. Наличие этой связи между медью и её свойством позволяет сделать суждение: «медь теплопроводна». Суждение – одна из ведущих форм мышления и в научном познании. Все научные утверждения (в том числе формулировки законов науки) имеют форму суждений.

Еще более сложной формой мышления, чем суждение, является умозаключение. Оно содержит в своем составе суждения (а, следовательно, и понятия). Вместе с понятиями и суждениями умозаключения преодолевают ограниченность чувственного познания. Они оказываются незаменимыми там, где органы чувств бессильны в постижении причин и условий возникновения какого-либо явления. Умозаключение широко используется в повседневном и научном познании.

Чтобы уяснить сущность умозаключения как формы мысли, сравним две разновидности знаний, которыми человек пользуется в своей жизнедеятельности. Это знания непосредственные и опосредованные. Знания, которые получены человеком с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния и т. д., называют непосредственными. Они могут быть выражены следующими суждениями: «студенты записывают лекцию», «идёт дождь», и т. п.

В науке большое значение имеют опосредованные знания. Это такие знания, которые получены путем выведения из других знаний. Умозаключение – это такая форма мысли, благодаря которой происходит вывод нового знания. Иными словами, под умозаключением понимается форма мышления, посредством которой из известных знаний, выраженных определёнными суждениями, выводится новое знание.

Всякое умозаключение представляет собой логический вывод одних суждений из других. В зависимости от характера этого вывода выделяются следующие два типа умозаключений: индуктивные и дедуктивные.

В плане гносеологии идея — это мысль, постигающая субстанциональность вещей, явлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: