Основные идеи и принципы образования

Четыре основных идеи развития образования в России, охватывающие 4 основных субъекта, на которые направлены цели образования: гуманизация (образование – личнсть); демократизация (образование – общество); опережающее образование (образование – производство); непрерывность, вытекающая из рефлексии (направленности на себя), обозначающая переход к конструкции «образование через всю жизнь» вместо «образования на всю жизнь».

Б. Причины неэффективности реформирования современного образования.

Реформы образования в России проводятся постоянно. Только на памяти автора это реформы 1957 г., 1964 г., 1968 г., 1984 г., 1988 г., 1992 г. После 1992 г., поскольку слово «реформа» у работников народного образования стало вызывать нервный шок, стали использовать новые термины, словосочетания: «новый этап развития реформы», «модернизация образования» и т.д. Тем не менее суть остается той же – под реформой мы будем понимать любые предлагаемые более или менее крупные изменения в целях, содержании, формах и сроках образования в целом или отдельных ее подсистем.

Так почему же реформы российского образования проводятся столь часто, а ощутимых результатов они не дают?Все подсистемы народного образования, в основном, работают так, как и работали. А если какие-то результаты реформы и дают, то чаще всего не в лучшую сторону – как, например, размывание в последние годы естественно-математического образования, которым Россия имела все основания гордиться. В чем же причина?

А причина в том, что все реформы осуществляются совсем не так, как они должны осуществляться.

Одна из первых причин неэффективности российского образования состоит в неверном выявлении проблем в образовании.

Пожалуй, единственным положительным примером выявления противоречий, проблемной ситуации и формулирования проблемы в реформировании российского образования была «Концепция общего среднего образования», разработанная Э.Д.Днепровым, В.В.Давыдовым, В.П.Зинченко, Б.М.Неменским, А.В.Петровским и многими другими участниками Временного научного коллектива «Школа», вызвавшая широчайший резонанс во всей стране и ставшая, по сути дела, основой для Закона РФ об образовании, принятого в 1992 году. Во всех остальных случаях образовательных реформ или их подобий эти важнейшие этапы проектирования образовательных систем выпускались: «реформы» начинались спонтанно, «вдруг», сваливаясь на работников образования «как снег на голову»: «мы тут в Политбюро посоветовались и решили – не пора ли нам провести реформу образования».

Следующая причина состоит в неверной постановке целей. Ошибки в определении целей при создании систем чрезвычайно часты повсеместно, в том числе и в образовании. Одним из наиболее острых и сложных вопросов является выбор критериев. Таким образом, для образования одна из актуальнейших задач – разработка современного критериального аппарата.

Следующая проблема – это выбор модели образовательной системы и конструирование данной системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: