1) в зависимости от характера деятельности:
· коммерческие организации:
а) хозяйственные товарищества;
б) хозяйственные общества;
в) крестьянские (фермерские) хозяйства;
г) хозяйственные партнерства;
д) производственные кооперативы;
е) государственные и муниципальные унитарные предприятия.
· некоммерческие организации:
а) потребительские кооперативы (в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы);
б) общественные организации (в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления);
в) ассоциации (союзы) (в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты);
г) товарищества собственников недвижимости (в том числе товарищества собственников жилья);
д) казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
е) общины коренных малочисленных народов Российской Федерации;
ж) фонды (в том числе общественные и благотворительные фонды);
з) учреждения, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
и) автономные некоммерческие организации;
к) религиозные организации;
л) публично-правовые компании.
2) в зависимости от прав учредителей (участников) юридического лица на его имущество:
- юридические лица — собственники, в отношении которых их учредители (участники) имеют лишь обязательственные (или корпоративные) права требования, реализуемые за счет имущества этих юридических лиц;
- юридические лица — несобственники, на имущество которых учредители сохраняют право собственности (унитарные предприятия и учреждения);
- юридические лица — собственники, в отношении которых их учредители (участники) не сохраняют ни обязательственных, ни вещных прав.
Правоспособность юридических лиц: В ст. 49 ГК РФ определено, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Как всякий участник гражданских правоотношений, юридическое лицо обладает правоспособностью и дееспособностью. Однако эти его качества отличаются от аналогичных качеств, признаваемых законом за физическими лицами (гражданами).
Дело в том, что организация:
- как участник гражданского оборота возникает и прекращается посредством установленных законом юридических процедур;
- не подвержена влиянию возрастных, психофизиологических процессов и некоторых других факторов (в частности, вредных привычек), которые могли бы отразиться на ее дееспособности;
- имеет органы, которые формируют ее волю и реализуют последнюю вовне, при этом качество волеобразования и волеизъявления нередко обеспечены комплексом нормативно предусмотренных мер (в том числе коллегиальностью принятия многих решений, необходимым кворумом присутствия и голосования, определением и ограничением компетенции того или иного органа, возможностью его контроля другим органом и т.п.);
- часто обладает значительными возможностями квалифицированного решения вопросов (в частности, обращения за юридической и другой помощью);
- имеет ряд других особенностей.
Прежде всего, правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно, в момент его государственной регистрации (п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51 ГК).У граждан же дееспособность, как известно, возникает лишь с достижением определенного возраста, а иногда зависит и от состояния здоровья человека. Поэтому для юридических лиц различие данных категорий обычно не имеет значения.
Прекращаются они также одновременно — в момент завершения ликвидации юридического лица путем внесения соответствующей записи об этом в государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).
Виды гражданской правоспособности юридических лиц:
- универсальная (общая), дающая им возможность участвовать в любых гражданских правоотношениях;
- специальная (целевая), предполагающей их участие лишь в определенном, ограниченном круге таких правоотношений.
Правоспособность граждан всегда является общей, ибо гражданин обладает признанной законом возможностью иметь любые имущественные и личные неимущественные права.
Правоспособность юридических лиц предполагается целевой, ибо юридическое лицо по общему правилу может иметь только такие гражданские права, которые соответствуют определенным законом и(или) учредительными документами целям его деятельности, и соответственно может нести лишь связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1 ст. 49 ГК).
Юридическое лицо может быть ограничено в правах только в случаях и в порядке, указанных в законе. При этом ограничение в правах юридического лица носит административный характер. Решение об ограничении в правах юридическое лицо может оспорить в суде (п. 2 ст. 49 ГК).
Ограничения в правах возможны в связи с реорганизацией юридического лица. Так, договорами о слиянии или присоединении, решением о реорганизации в форме разделения, выделения, преобразования может быть предусмотрен запрет на совершение акционерным обществом отдельных сделок и (или) видов сделок с момента принятия решения о реорганизации и до момента ее завершения (абз. 1 п. 7 ст. 15 Закона об АО). Серьезные ограничения в правах юридическое лицо претерпевает в период ликвидации: в этот период не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (п. 2 ст. 20 Закона о регистрации).
10. Создание юридических лиц: способы и порядок:
Законодательству известно несколько способов (порядков) создания юридических лиц:
- Явочно-нормативный (или нормативно-явочный, иногда называемый также заявительным либо регистрационным), он исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица.
- Разрешительный порядок (связан с необходимостью получения предварительного разрешения (согласия) от органов публичной власти на создание соответствующего юридического лица, что обычно служит общим интересам всех участников оборота, например, в таком порядке создаются коммерческие банки, поскольку их деятельность связана с оказанием финансовых услуг неограниченному кругу потребителей и аккумулированием значительных денежных средств).
В качестве учредителей юридического лица могут выступать:
- их первоначальные участники (члены) (в хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах, ассоциациях, общественных и религиозных организациях);
- собственник их имущества или уполномоченный им орган (при создании унитарных предприятий и учреждений);
- иные лица, вносящие в них имущественные вклады, хотя и не принимающие затем непосредственного участия в их деятельности (учредители фондов).
Всякое юридическое лицо (в отличие от гражданина) возникает в результате осуществления юридических процедур, общий смысл которых сводится к двум основным этапам:
- подготовка учредительных документов в письменной форме и их представление заинтересованными лицами в регистрирующий орган;
- государственная регистрация юридического лица (ст. 51, 52 ГК).
Редакция и смысл положения абз. 1 п. 1 ст. 52 ГК (с учетом абз. 3 п. 1 ст. 52) позволяет сделать вывод, что по общему правилу юридические лица действуют на основании устава, а в оговоренных законом случаях - на основании учредительного договора и устава либо только учредительного договора.
Государственная регистрация юридических лиц: Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания. Отсюда — требование обязательной государственной регистрации юридических лиц (п. 1 ст. 51 ГК).
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений:
- о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц,
- о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей,
- иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 1 ФЗ Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
С момента государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК) во всех случаях:
- юридическое лицо считается созданным;
- возникает правоспособность юридического лица.
Данная регистрация осуществляется налоговыми органами в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Государственная регистрация юридического лица осуществляется:
- по месту нахождения указанного в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа,
- по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности - в случае отсутствия такого исполнительного органа.
Государственной регистрации также подлежат все изменения его статуса:
- состав учредителей или участников;
- состав органов юридического лица;
- изменение предмета его деятельности, места нахождения, размера уставного капитала и т.д.
Для регистрации предоставляются документы, исчерпывающим образом перечисленные в законе о государственной регистрации юридических лиц. Требовать предоставления иных документов закон запрещает. Регистрация должна проводиться в срок не более 5 рабочих дней с момента представления документов в регистрирующий орган.
Отказ в государственной регистрации юридического лица возможен только по мотивам непредставления необходимых для регистрации документов или представления их в ненадлежащий регистрирующий орган, но не по иным основаниям, например из-за «отсутствия целесообразности». При этом решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.
11. Реорганизация юридического лица и ликвидация: