Теоретический анализ понятий: светотень, тон, тоновые отношения

Световой поток, исходящий от одного источника в каком-либо направлении, падает на множество разнообразных по форме и окраске поверхностей, располагающихся к тому же под разными углами по отношению к лучам света и потому оказывающихся по-разному освещенными.
Светотень, распределение светлых и тёмных зон на объекте, обусловленное формой и фактурой его поверх-ности, освещением и позволяющее зрительно воспри-нимать объём и рельеф. В живописи — распределение различных по яркости цветов или оттенков одного цвета, позволяющее воспринимать изображенный предмет объёмным, окруженным свето-воздушной средой. Светотень является одним из средств компози-ционного построения и выражения замысла произведе-ния. Градации светотени зависят от характера освеще-ния, специфики объёмной формы предмета, его факту-ры и состояния атмосферы. К возможностям светотени прибегали уже античные живописцы. Светотень и её теория разрабатывались мастерами Возрождения (осо-бенно Леонардо да Винчи), и с этого времени светотени широко использовалась художниками, в том числе как одно из средств, определяющих эмоциональную выра-зительность произведений. Различают следующие элементы светотени:
Свет - поверхности, ярко освещённые источником света, на которую падают прямые лучи;
Блик - световое пятно на ярко освёщенной выпуклой или плоской глянцевой поверхности (когда на ней имеется ещё и зеркальное отражение).
Полуте́нь - слабая тень, возникающая, когда объект освёщен несколькими источниками света. Она также образуется на поверхности, обращённой к источнику света под небольшим углом;
Те́нь -неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта назы-ваются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими;
Рефле́кс - слабое светлое пятно в области тени, образо-ванное лучами, отражёнными от близко лежащих объектов.
Тон – степень светлоты, присущая цвету предмета в натуре и в произведении искусства. Тон зависит от интенсивности цвета и его светлоты. При помощи отношений различных тонов передаются объемность формы, положение в пространстве и освещение предме-тов.. Под понятием «тон» в живописи подразумевается светосила цвета, а также насыщенность цвета. В живо-писи цветовые и светотеневые отношения неразрывно связаны. При этом не следует смешивать понятие «тон» с понятиями «оттенок» и «цветовой тон», определяю-щими другие качества цвета.
Тоновые отношения. Узнавание формы предметов, их материала, окраски происходит в нашем сознании на основе зрительного восприятия их светлотных отноше-ний. Градация светотени на объемной форме и передача пропорциональных натуре тональных отношений между окраской предметов обеспечивают правдивую объем-ную моделировку формы, материальность, пространст-венную глубину и состояние освещенности изображаемых предметов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: