Основные объекты и формы реализации социальной защиты населения

Результативность и эффективность решения задач социальной защиты населения во многом определяются оптимальным уровнем строения и функционирования учреждений социального обслуживания, научной обоснованностью выбора содержания и технологических приемов взаимодействия с клиентами, учетом в практике работы с людьми непосредственных и опосредованных связей и взаимовлияний потребностей и интересов, настроений и мотивов поведения индивидов в различных жизненных обстоятельствах.

Ответ 2 (начало). Управленческие элементы системы социальной защиты населения включают федеральный, региональный и муниципальный уровни и представляют собой совокупность организационно оформленных групп специалистов, наделенных определенными полномочиями, имеющих фиксированные права и обязанности. Их деятельность детерминируется следующими закономерностями:

Во-первых, зависимостью эффективности социальной защиты от структурной полноты и завершенности системы органов социального управления и учреждений социального обслуживания.

Во-вторых, зависимостью результативности социальной защиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового корпуса органов государственного и муниципального управления.

В-третьих, взаимозависимостью между социальной работой и непротиворечивостью ближайших и долгосрочных целей социальной защиты населения. Ответ 2 (конец).

Ответ 3 (начало). Государственные органы и органы местного самоуправления выступают основными субъектами социальной защиты. Сюда относятся также общественные и религиозные организации, администрации предприятий, различного рода благотворительные организации и фонды. В наиболее общей постановке объектами социальной защиты являются социально неблагополучные, малообеспеченные и нуждающиеся в помощи и поддержке группы населения.

В целом, существует ряд критериев, позволяющих выделить первоочередные объекты (группы населения) социальной защиты. В интерпретации каждого критерия следует исходить из предположения, что он отражает действие какого-либо фактора или группы факторов, действующих негативно на условия жизни той или иной категории населения и переводящих тем самым его в разряд социально неблагополучного, незащищенного, малообеспеченного или нуждающегося в социальной поддержке со стороны общества в целом.

К числу таких критериев относятся: размер среднемесячного дохода на члена семьи, наличие источника существования (трудоспособность), болезни, инвалидности, степень экологического и демографического неблагополучия в данном регионе, принадлежность к числу жертв социальных или национальных конфликтов, этнонациональное неблагополучие общности и другие.

В соответствии с данными критериями, основными социальными группами и слоями населения, нуждающимися в социальной защите являются:

· малообеспеченные и многодетные семьи различной социальной принадлежности;

· нетрудоспособные граждане (пенсионеры, инвалиды, дети, учащиеся), находящиеся на попечении государства;

· безработные (полностью или частично);

· население территорий зон повышенного загрязнения и экологического бедствия, работники “особых” объектов военно-промышленного комплекса и Министерства обороны;

· беженцы, перемещенные лица, вынужденные мигранты;

· население территорий, проживание на которых чревато депопуляцией, вымиранием, потерей культурного своеобразия;

военнослужащие и члены их семей, лица, уволенные с действительной военной службы, ветераны и участники боевых действий, блокадники, а также лица, нуждающиеся в специальной социальной и психологической реабилитации. Ответ 3 (конец).

Ответ 4 (начало). Основные формы реализации социальной защиты населения включают в себя:

= пассивные – пособия, доплаты, стипендии, льготы, компенсации в денежной и натуральной форме;

= активные – создание новых рабочих мест, переобучение и переподготовка, социальные и социально-экономические мероприятия, программы трудоустройства, обучения, размещения, помощь в направлении упрочения социального статуса личности и другие.

Следует отметить, что функции по защите названных групп и слоев населения не должны сводиться только к материальному содержанию, т.е. преимущественно к пассивным формам защиты. Они должны быть значительно шире и направлены на поддержание социального статуса малообеспеченных и нетрудоспособных личностей в условиях сохранения их нормальных социальных связей и отношений. Ответ 4 (конец).

Важнейшим направлением в процессе формирования и реализации социальной защиты населения должны стать программы социальной защиты населения. Причем многое зависит не только от значимости программно-целевых методов в условиях перехода к рыночной экономике, но и от выработки приоритетов при разработке данных программ.

Региональные органы управления, используя возможности своих бюджетов, разрабатывают собственные программы социальной защиты населения, в пределах своей компетенции принимают решения, способствующие развитию благотворительности, привлечению дополнительных внебюджетных средств на цели социальной защиты населения. Например, в регионах экологического неблагополучия основное внимание должно уделяться экологическим программам защиты населения, возможно, даже в ущерб другим программам. В регионах повышенной занятости – программам борьбы с безработицей, по труду и занятости и т.д.

К числу таких методологических требований, обеспечивающих эффективность разработки программ социальной защиты, относятся: во-первых, учет основных направлений воздействия рыночных реформ на основные сферы жизнедеятельности населения. Сложность социально-экономического положения страны диктует необходимость определения иерархии программ, выделение важнейших приоритетов и главных объектов социальной защиты, поскольку ограниченность ресурсов, выделяемых в социальную сферу не позволяет в равной мере успешно развивать все необходимые программы.

Во-вторых, целесообразность изменения ролей субъектов социальной защиты, расширение в них объектной составляющей. Это означает, что наряду с государственными программами федерального, регионального и местного уровней все большую значимость по мере становления рыночных отношений будут приобретать и негосударственные программы, предполагающие полное или частичное включение интересов различных групп в выработку и реализацию социальной защиты.

В-третьих, определение тех социальных групп и слоев, которые принимают на себя основные удары и тяготы переходного периода. Дефицит бюджетных средств, направляемых на социальную защиту населения, неизжитый принцип остаточного финансирования социальной сферы, отсутствие благоприятной среды (экономической, правовой, на уровне общественного сознания) для развития спонсорства и благотворительности, неразвитость институтов гражданского общества - все это, а также необходимость поставить заслон развитию социального иждивенчества выводят на первое место в практической работе органов социальной защиты населения принцип адресности оказания социальной поддержки. Таким образом, проведение эффективной адресной политики социальной защиты должно опираться на анализ соотношений между бедными и богатыми, занятыми (частично или полностью) и неработающими, нуждающимися и ненуждающимися в различных формах поддержки и вспомоществования, их учет в процессе разработки программ.

В-четвертых, учет специфики регионального развития, степени остроты и настоятельности решения социальных проблем того или иного региона. В настоящее время основной, доминирующей тенденцией в развитии социальной защиты населения является активная регионализация, т.е. перенос центра тяжести в решении практических задач социальной защиты населения в регионы.

Органы управления, используя возможности своего бюджета, разрабатывают собственные программы социальной защиты населения, в пределах своей компетенции принимают решения, способствующие развитию благотворительности, привлечению дополнительных внебюджетных средств на цели социальной защиты населения. Например, в городах экологического неблагополучия основное внимание должно уделяться экологическим программам защиты населения, возможно, даже в ущерб другим программам. В городах с повышенной занятостью – программам борьбы с безработицей, по труду и занятости и т.д.

Комплексное применение указанных методологических требований социологии и социальной политики позволяет обосновать необходимость и сформировать совокупность программ социальной защиты населения при переходе к рынку. Следует отметить, что в данных условиях основными субъектами социальных программ становятся органы территориального управления, которые с помощью законодательных, бюджетных и административных рычагов формируют и реализуют программы по оказанию помощи и поддержки наиболее слабо защищенным социальным группам и слоям населения.

В наиболее общем виде социальная защита населения может быть представлена в виде комбинации двух составляющих: с одной стороны, действует единая скоординированная общегосударственная политика, реализуемая на данной территории, с другой - комплекс мер, в дополнение к ней, проводимый городскими и районными органами управления. В свою очередь, общегосударственная политика в ее региональном разрезе представляет собой территориальную разверстку республиканского социального бюджета на основании единых согласованных принципов, а также дифференцированный подход в части решения проблем социальной защиты ряда специфических регионов и городов.

В целом, можно говорить об общегосударственной региональной политике социальной защиты в двух смыслах – широком и узком. В первом случае ее следует понимать как сочетание единого и дифференцированного подходов; во втором – только как особую политику в отношении населения отдельных регионов и городов.

Таким образом, социальная защита выступает одним из важнейших способов обеспечения социальной безопасности и представляет собой деятельность государства, институтов гражданского общества, направленных на реализацию процесса формирования, развития и жизнеобеспечения личности, выявление и нейтрализацию негативных факторов, влияющих на процесс ее социализации и функционирования, самоопределение и утверждение в жизни. Социальная защита позволяет согласовывать интересы личности, государства и общества, создавать систему дополнительных мер и стимулов к основным способам распределения доходов и потребительских благ, имеющих адресную направленность, т.е. обеспечивать более полное социально справедливое удовлетворение потребностей наиболее уязвимых слоев населения.

Ответ 5 (начало). В специфических условиях рыночных преобразований в стране исключительное значение приобретает развитие общественной системы социальной защиты, основанной на активности граждан, различных групп и всех слоев населения, ее взаимодействие с государственной системой социальной защиты. Роль и место общественных структур как демократической базы и организационной основы общественной системы социальной безопасности страны определяются их социально-политической сущностью и способностью решать задачи:

· предупреждения о возникновении источников опасности и назревании угроз;

· раннего выявления и предупреждения кризисных ситуаций, конфликтов и противоречий;

· защиты прав и свобод, потребностей и интересов гражданского общества;

· формирования общественного мнения и воздействия на него;

· общественного контроля за деятельностью органов власти, за исполнением их решений;

· вовлечения широких народных масс в практическую деятельность по обеспечению общенациональной безопасности, стабилизации обстановки, по достижению общегражданского мира и согласия;

· борьбы с социальными и моральными пороками, коррупцией, служебной безответственностью и некомпетенцией государственных служащих;

· развития гражданского самосознания, творчества, инициативы и подвижничества.

Важную роль в укреплении социальной безопасности играет усиление общественного контроля над государственными организациями, осуществляющими публичную власть в городе: подчинение административного аппарата представительным органам, влияние на процессы законотворчества, создание возможностей для непосредственного выражения народными массами своего отношения к тем или иным общественным решениям, связанным с обеспечением безопасности гражданского общества. Ответ 5 (конец).

Таким образом, социальная защита представляет собой одно из ведущих направлений общественного регулирования и обеспечения безопасности личности, общества и государства. Она касается основных показателей благосостояния всех социальных слоев, категорий населения с учетом соответствующих критериев и призвана поддерживать его на уровне, приемлемом как для самих людей, так и для господствующей социальной системы. Социальная защита населения способствует укреплению политических и экономических основ государственной власти, развитию соответствующей социальной структуры, социализации человека, обеспечению его прав, свобод. Акцент социальных институтов общества на обеспечение качества жизни россиян, соблюдение в обществе их прав и свобод в совокупности с другими факторами позволят изменить основы демографической политики, увеличить продолжительность жизни и снизить смертность населения.

Контрольные вопросы для самопроверки

42. Понятие социальной защиты и ее место в социальной политике государства.

43. Закономерности формирования системы социальной защиты.

44. Основные социальные группы и слои населения, нуждающиеся в социальной защите.

45. Основные формы реализации социальной защиты.

46. Направления развития общественной системы социальной защиты населения.

Литература

73. Аверин А.Н. Социальная политика и социальная ответственность предприятия. – М.:Альфа-Пресс, 2008

74. Антропов В. В. Социальная защита в странах Европейского союза. - М., 2006

75. Волгин Н.А. Социальная политика: Учебник. 3-е изд. – М., Экзамен, 2008.

76. Глобализация и социальная политика развитых стран. – М., 2008.

77. Егоров Е.В. Социальное страхование. – М., 2008.

78. Колесова Н.С. Права человека и демографические процессы. – М., 2009.

79. Леонов И.В. Современное социальное государство: сущность, признаки и проблемы формирования. – М., 2006.

80. Маргулян Я.А. Глобальный характер и содержание современных социальных опасностей и угроз. - Международная научная конференция: Глобализация: PRO ET CONTRA». Материалы международной конференции «Глобализационный вызов истории на рубеже тысячелетий: приоритеты российской культуры и искусства». Апрель 2006. СПб., 2006.

81. Маргулян Я.А. Социальная политика российского государства в условиях мирового финансового и экономического кризиса. УШ Международная научно-практическая конференция «Диалог культур – 2009: поиск общих целей и ценностей». Апрель 2009. Сборник научных статей. – СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2009.

82. Маргулян Я.А. Социальная политика как важнейшее направление обеспечения социальной безопасности населения Санкт-Петербурга. - Межрегиональная научно-практическая конференция «Перспективы устойчивого и сбалансированного развития Северо-Запада России». Апрель 2007. Сборник докладов и тезисов. – СПб., РАН, 2007.

83. Маргулян Я.А. Приоритетные направления преодоления социальных деформаций личности в условиях мирового кризиса. - 1Х Международная научно-практическая конференция «Диалог культур – 2010: наука в обществе знания». Июнь 2010. Сборник научных статей. – СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2010.

84. Методологические основы исследования качества жизни населения // Социально-антропологический анализ качества жизни: Коллективная монография. - Череповец: ИНЖЭКОН-Череповец, 2007.

85. Россия: путь к социальному государству / Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2008 г.). — М.: Научный эксперт, 2008. — 1008 с.

86. Сидорина Т.Ю. Два века социальной политики. – М., 2005.

87. Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика. - М., 2009.

88. Скворцов И.П. Социальная политика региона. Теория и практика – М.: Кнорус, 2010.

89. Социальная политика в современной России. Реформы и повседневность - М., ООО "Вариант", ЦСПГИ, 2008.

90. Социальные технологии управления обществом: региональный уровень. Коллективная монография (под общей редакцией Я.А.Маргуляна). - СПб.: СПбАУиЭ, 2010.

91. Толмачев А.П. Право социального обеспечения. – М., 2009.

92. Управление развитием социальной сферы региона: социологический анализ. Коллективная монография (под общей редакцией К.М.Оганяна). - Череповец: ИНЖЭКОН-Череповец, 2010.

93. Управление качеством жизни в контексте развития социальной сферы региона (коллективная монография). - СПб.: СПбАУиЭ, 2006.

94. Управление социальной сферой крупного города. Коллективная монография (под общей редакцией Я.А.Маргуляна). - СПб.: СПбАУиЭ, 2008.

95. Холостова Е.И. Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е. И. Холостовой. - М.: Юристь, 2001. - 334 с.

96. Morales A.T., Sheafor B.W., Scott M. “Social Work: A Profession of Many Faces”. – London, 2009.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: