Решения по основным вопросам функционирования и развития АПК принимаются на федеральном уровне. Он представлен несколькими структурами, участвующими в формировании и осуществлении экономической и социальной политики в отрасли (рис. 7).
Комитет Совета Федерации по аграрной политике
Президент РФ
Правительство РФ
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам
Председатель Правительства РФ | |||
Министерство имущественных отношений РФ | |||
Министерство сельского | |||
Комиссия Правительства РФ по вопросам АПК | хозяйства РФ | ||
Министр сельского хозяйства РФ- | |||
зам, председателя Правительства РФ |
Министерство финансов РФ
Министерство экономического развития и торговли РФ
Коллегия Министерства сельского хозяйства РФ
Управление государственной собственностью региона | Администрация региона | ||||||||||
Комитет региональной Думы по аграрным вопросам | |||||||||||
Управление (министерство, департамент) сельского хозяйства и продовольствия региона | |||||||||||
Комиссия администрации региона по вопросам АПК | Коллегия управления сельского хозяйства и продовольствия региона | ||||||||||
Начальник управления (министр, глава департамента) сельского хозяйства и продовольствия региона — зам. главы администрации региона | |||||||||||
Комитет по управлению муниципальным имуществом района | Администрация района | ||||||||||
Управление сельского хозяйства и продовольствия района | Комиссия районного собрания по аграрным вопросам | ||||||||||
Комиссия администрации района по вопросам АПК | |||||||||||
Начальник управления сельского хозяйства и продовольствия района - зам. главы администрации района | |||||||||||
Хозяйственные формирования АПК
|
|
Рис. 7. Структура государственного управления АПК
Основными из них являются Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, федеральные Министерство сельского хозяйства, Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов, Министерство имущественных отношений, Комиссия Правительства РФ по вопросам АПК. Наряду с перечисленными в решении отдельных вопросов, связанных с управлением АПК, участвуют Федеральная служба земельного кадастра России, Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов РФ, Агропромышленный союз РФ, другие союзы и ассоциации, ряд контрольных и иных органов.
|
|
Федеральный уровень определяет перспективы развития АПК, создает законодательную базу, основными элементами которой являются отношения государство — субъект хозяйствования, орган местного самоуправления — субъект хозяйствования, государство — собственник имущества, субъект хозяйствования — наемный работник. В совокупности эти отношения формируют условия хозяйствования, то есть «правила игры», в рамках которых должна осуществляться деятельность субъектов хозяйствования отрасли.
С точки зрения проявления законодательной инициативы на федеральном уровне нет четкого разграничения функций и полномочий между перечисленными органами. По остальным же направлениям деятельности функции и полномочия этих органов определены достаточно четко и имеют существенные различия.
О характере распределения функций управления АПК на федеральном уровне можно судить на основе материалов таблицы 2. В ней представлен перечень укрупненных функций (основных задач) федеральных органов управления АПК. Состав детализированных функций каждого из этих органов определяется исходя из перечисленных задач и излагается в соответствующих положениях, регулирующих их деятельность.
Таблица 2 - Функции федеральных органов управления АПК
Орган управления | Укрупненная функция (задача) |
Президент РФ | Определение стратегии развития АПК Формирование политики (стратегии и тактики) развития АПК Подготовка проектов законодательных актов по вопросам развития и регулирования деятельности АПК Разработка нормативных актов по реализации законов, направленных на развитие АПК |
Правительство РФ | Обеспечение соблюдения органами управления и хозяйственными формированиями АПК положений соответствующих законодательных и нормативных актов |
Комитет Совета Федерации по аграрной политике | Подготовка проектов законодательных актов, регулирующих деятельность и обеспечивающих развитие АПК Рассмотрение и принятие решений по проектам законодательных актов, регулирующих деятельность и обеспечивающих развитие АПК (формирование законодательной базы отрасли) Консультирование Президента РФ по вопросам развития АПК |
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам | Подготовка проектов законов по вопросам развития АПК Рассмотрение и принятие решений по проектам законодательных актов, касающихся развития АПК (формирование законодательной базы отрасли) |
Министерство финансов РФ | Выделение АПК финансовых средств на реализацию соответствующих программ и иные цели Осуществление контроля целевого использования средств, выделенных из федеральных источников Распределение лимитов бюджетных ассигнований и других централизованных ресурсов (финансовых, кредитных, материальных), предназначенных для АПК, контроль их целевого использования |
Министерство экономического развития и торговли РФ | Организация конкурсов (аукционов) на право использования средств федерального бюджета в целях производства работ и услуг для федеральных нужд (строительство объектов, закупка товаров для АПК) |
Министерство имущественных отношений РФ[1] | Ведение реестра объектов АПК, находящихся в федеральной собственности Распоряжение объектами федеральной собственности в интересах государства, в том числе организация их продажи на конкурсной основе |
Комиссия Правительства РФ по вопросам АПК | Разработка для МСХ РФ рекомендаций по развитию АПК, учитывающих интересы различных ведомств Рассмотрение поданных в МСХ РФ и Комиссию по вопросам АПК предложений по развитию АПК, вынесение по ним соответствующих решений |
Министерство сельского хозяйства РФ | Формирование и обеспечение реализации в регионах РФ государственной политики в области АПК Подготовка проектов законодательных актов по развитию АПК Разработка и реализация мер по формированию инфраструктуры рынка и рыночных отношений в АПК Обеспечение эффективной деятельности федеральных предприятий АПК и предприятий с долевым участием государства (племенных, семеноводческих и др.) Развитие научного и кадрового потенциала, содействие укреплению материальной базы АПК Содействие привлечению в АПК инвестиций, в том числе зарубежных Содействие выходу отечественных производителей сельхозпродукции, продовольствия и сельхозсырья на мировой рынок |
Число функций, выполняемых федеральными органами управления АПК, как правило, намного больше, чем приведено в таблице. Так, ныне действующее Положение о Министерстве сельского хозяйства РФ (утверждено постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г.) содержит 77 функций.
|
|
По содержанию функции федеральных органов управления АПК подразделяются на нормативно-правовые, контрольно-надзорные, учетно-статистические, аналитические, планово-прогнозные, информационно-консультационные, материально-финансовые, кадровые, научно-технические, технологические и др.
Основную массу функций по управлению АПК на федеральном уровне выполняет МСХ РФ (рис. 8). Структурно министерство разделено на 28 департаментов и управлений. Штатная численность министерства — около 1000 человек.
Возглавляет МСХ РФ министр, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Департаменты и управления МСХ РФ сгруппированы в 9 блоков, 8 из которых курируют заместители министра сельского хозяйства РФ. Один блок, состоящий из трех подразделений (Департамента административной работы, Департамента правового обеспечения и Контрольно-ревизионного управления), непосредственно подчинен министру сельского хозяйства РФ.
В последние годы полномочия МСХ РФ существенно сужены за счет их перераспределения между Министерством экономического развития и торговли РФ, Министерством имущественных отношений РФ и Федеративной службой земельного кадастра России. В частности, многие государственные предприятия, относящиеся к системе АПК, перешли в ведение Министерства имущественных отношений. В распределении, в том числе на конкурсной основе, и контроле целевого использования централизованных ресурсов для АПК (финансовых, кредитных, материальных) ключевую роль играет Министерство экономического развития и торговли РФ. Полномочия МСХ РФ в этих вопросах сведены к праву участия.
|
|
Сужены полномочия МСХ РФ и в решении кадровых вопросов. Так, руководители региональных управлений (министерств, департаментов) сельского хозяйства и продовольствия назначаются главами соответствующих администраций (губернаторами) по согласованию с МСХ РФ.
Для осуществления своих функций МСХ РФ имеет право:
- запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и организаций информацию, необходимую министерству;
- принимать в установленном порядке решения о создании, реорганизации и ликвидации находящихся в ведении министерства государственных учреждений;
- утверждать положения (уставы) федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, заключать, изменять и расторгать контракты с их руководителями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- создавать, реорганизовывать, ликвидировать в установленном порядке в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований территориальные органы министерства;
- предлагать в установленном порядке кандидатуры представителей государства в органы управления хозяйствующих субъектов АПК, акции (доли, паи) которых закреплены в федеральной собственности;
- разрабатывать и выносить в установленном порядке на рассмотрение Правительства Российской Федерации проекты федеральных законов и иных нормативно-правовых актов. Издавать нормативно-правовые акты по вопросам, отнесенным к сфере ведения министерства, с последующей их государственной регистрацией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также методические и инструктивно-технические документы.
Эффективность работы органа управления во многом зависит от соответствия его функций полномочиям. По поводу полномочий МСХ РФ мнения специалистов неоднозначны. Можно лишь констатировать, что процесс уточнения функций и полномочий МСХ РФ идет активно.