Культурно-досуговая и культурно-просветительная деятельность учреждений клубного типа

Соломоник А.Г., С.Н. Иконниковой и В.И. Чепелева, Сасыхов А.В., Стрельцов Ю.А., С.Н. Горушкина, Д.М. Генкин, М.А. Ариарский; А.В. Сасыхов; А.Ф. Воловик; В.Д. Шерман; А.В. Даринский; Е.И. Смирнова.

КДД – обществено-значимый спб активного отношения личности и социализ-я к действит-ти, проявляющ-еся в производстве, реапространении ценностей к-ры. Это система проф-й и общест-й деят-ти, стилизирующая СК активность личности в условиях свободного времени. КПД - В широком смысле понятием ЭТО любая организованная вне учебных заведений деятельность, способствующая культурному росту человека. В СССР была КПР, система мероприятий, содействующих коммунистическому воспитанию и политическому просвещению трудящихся, подъёму их общего культурного уровня, развитию творческих способностей, организации досуга. К.-п. р. является составной частью идеологической деятельности Коммунистической партии и Советского государства, профсоюзов, комсомола.

Культурно-досуговая деятельность есть процесс создания, распространения и умножения духовных ценностей. Самым распространенным типом учреждений культуры остался клуб.

Клубным учреждением понимается организация, основной деятельностью которой является предоставление населению разнообразных услуг социально-культурного, просвет, рекреационного характера, создание условий для занятий любит народным и иным тв-вом. Согласно официальной классификации в состав таких учреждений входят Дома и Дворцы культуры, Дворцы молодежи, социально-культурные и национально-культурные центры, дома ремесел и фольклора, дома народного творчества и т.д. Сеть УК клубного типа сложилась в 20 гг. 20 века, их задачей было полит просвещ-е и внешкол образ-ие. В уездных центрах создаются центроклубы. Их задача – орг-я раб с населением и осущ-е единого рук-ва работы удаленных от центра мелких клубов.Общественные клубные учреждения получили широкое распространение в дореволюционной России, причем внешкольно-образовательные функции изначально были для них главными, и ориентировались на работу со взрослыми посетителями.

Клуб. уч-ям относятся ныне действующие, а также реорганизуемые и вновь создаваемые клуб уч-ия:

- функционирующие по административно-территор-му признаку: сельские (поселковые, городские) клубы; сель (центр, зональные, район, город, окружные, облас, краевые, республ) дома и ДК; центры к-ы и д-га, к-ры и ис-тв; культ-спорте, соц-куль, куль-досуг комплексы и т. п.

- ориентированные на куль интересы опред-ых профес-ых, национ-х и др соц-демограф категорий населения: центры эстет воспитания детей, техн-го тв-ва, клубы и дома творч интеллигенции, женщин, молодежи, пенсионеров, центры традиц к-ры, дома ремесел и фольклора, нац-кулье центры;

- специализирующиеся на передвижном хар-ре деят-ти, с использованием различных транспортных средств: автоклубы, агиткультбригады, плавучие культбазы и т. п.Задачи: создание необходимых условий для удовлетворения общест-х потребностей в отдыхе, оздоровлении, общении, развитии к-ры, тв-ва, многообразных форм досуговой активности людей.

Осн задача К. как соц.института – развитие соц. активности и твор потенциала населения, форм-е куль запросов и потребностей, орг-ции разнообразных форм досуга и отдыха, соз-е условий для дух-го развития и наиболее полной самореализации лич-ти в сфере досуга. Организация культурно-досуговой деятельности -это наличие необходимых для достижения выдвинутых целей и задач людских, материальных, информационных ресурсов учреждений культуры, содержание и последовательность намеченных практических действий штатного аппарата, общественных работников культуры, инициативных групп, кружков, объединений, составляющих в своей совокупности клубную общность.

КДД: соз-ие и орг-ия работы коллективов, студий и кружков люб худ тв-ва, нар театров, филармоний, музеев, люб объед-ий и клубов по куль-познав, истор-краеведческим, научно-техн, природно-экол, куль-бытовым, коллекционно-собирательским и иным интересам, других клубных формирований; - организация и проведение фестивалей, смотров, конкурсов, выставок и других форм показа результатов твор деят;- проведение спектаклей, концертов, других театрально-зрелищных и выставочных мероприятий, в том числе с участием проф коллективов, исполнителей и авторов; - демонстрация кинофильмов и видеопрограмм. - орг-ия досуга разл групп населения, в том числе проведение вечеров отдыха и танцев, дискотек, молодежных балов, карнавалов, детских утренников, игровых;- орг-ия работы разл рода клубных гостиных, салонов, кафе, уголков живой природы, игротек, читальных залов и т. п.);- орг-ия в устан-ном порядке работы спорт-оздоровит клубов и секций, групп туризма и здоровья, проведение спор выступлений физкуль-масс соревнований, физкуль-оздоровительных и турис программ. Деятельность учреждения культуры направлена на людей и предполагает их активное участие в культурно-досуговых мероприятиях не только в качестве зрителей, но и организаторов.

КПР:- орг-ция работы разнообразных консультаций и лекториев, нар ун-тов, школ и курсов прикладных знаний и навыков, проведение темат вечеров, устных журналов, циклов твор встреч, др форм просвет деят-ти; - проведение масс театрал праздников и представлений, нар гуляний, обрядов и ритуалов в соответствии с регион обычаями и традициями;

Учреждение осуществляет следующие виды культурной (основной) деятельности:

- концертная и театральная деятельность;

- организация выставок по различным областям искусства, техники, науки, экономики;

- музейная и лекционная работа;

- организация конференций, проведение встреч, симпозиумов, семинаров;

- кружковая работа;

- организация спортивных и военно-спортивных секций;

- библиотечная и библиографическая работа;

- проведение вечеров отдыха, дискотек, танцевальных и музыкальных встреч;

- кино и видео показы;

- проведение экскурсий;

- методическая работа в области культуры;

- организация работ бильярдной;

- редакционно-издательские услуги;

- фототелевизионная деятельность. СКД – это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга. КДД (культурно-досуговая деятельность) – составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.). КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы). Содержание деятельности клуба делает акцент на организацию досуга населения, КПР отходит на второй план, но формы есть и остаются прежними, лекции, консультации, тематические вечера, беседы и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: