Факторы и резервы повышения рентабельности и прибыльности в строительстве

Показатели прибыли характеризуют абсолютную эффективность хозяйствова­ния строительной организации. На изменение прибыли организации влияют две группы факторов: внешние и внутренние. К внешним факторам относятся:

• природные условия;

• транспортные условия;

• социально-экономические условия;

• уровень развития внешнеэкономических связей;

• цены на производственные ресурсы и др.

К внутренним факторам изменения прибыли относятся:

• основные факторы (объем продаж, себестоимость строительной продукции, структура продукции и затрат, цена строительной продукции);

• неосновные факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины (ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям, и др.).

Одним из условий процветания строительной организации является расши­рение рынка сбыта строительной продукции за счет снижения цены. Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формировании доходности строительной организации понижается. Это естественным образом переключает сферу усилий менеджмента организации на контроль за изменениями внутренних факторов: снижение ма­териалоемкости и трудоемкости продукции, повышение отдачи основных фон­дов и т. д.

Влияние факторов может быть развернуто по каждому слагаемому балансовой прибыли. Например, прибыль от реализации (Пп) строительной продукции (ра­бот, услуг) может быть рассчитана по формуле:

Пп = В-Сполн

где Сполн — затраты на производство реализованной строительной продукции (ра­бот, услуг) по полной себестоимости.

Из данной формулы следует, что все факторы, влияющие на объем продаж (вы­ручку от реализации) и себестоимость реализованной продукции, сказываются также на прибыли от реализации и балансовой прибыли.

Можно оценить не только абсолютное влияние факторов, но и относительное, характеризующее изменения в режиме хозяйствования строительной организа­ции. Приведем пофакторные расчеты изменения прибыли.

Общее изменение себестоимости (Ио) за период составляет:

Иотма

где Ит — изменение затрат по оплате труда; Им — изменение материальных за­трат; Иа — изменение амортизации.

В свою очередь, изменение затрат по оплате труда характеризуется абсолют­ным и относительным отклонением: абсолютное отклонение:

Ит=З1-Зо

относительное отклонение:

Ит=З1-Зо*Jв

где З1, Зо — отчетная и базовая (нормативная, плановая и т. д.) величина по оплате труда; Jв— индекс изменения объема выручки от реализации строительной про­дукции (работ, услуг).

Изменение материальных затрат определяется аналогичным образом:

абсолютное отклонение:

Им=М1-Мо

относительное отклонение:

Им=М1-Мо* Jв

где М1, Мо отчетная и базовая величина материальных затрат.

Влияние амортизации составит:

абсолютное отклонение:

Иа1 - Ао

относительное отклонение:

Иа1 - Ао* Jв

где А1, Ао — отчетная и базовая величина амортизационных отчислений.

Таким образом, изменения в оплате труда, материальных затрат и амортиза­ции ведут к изменению себестоимости строительной продукции. Это отражается на изменении балансовой прибыли. Повышение себестоимости ведет к сниже­нию балансовой прибыли и наоборот.

Показатели относительной экономии ресурсов используются строительной организацией для оценки режима ресурсосбережения по каждому виду затрат материальных, трудовых, основных фондов.

Поскольку успех на рынке определяется потребителем, изготовитель вынуж­ден и заинтересован в производстве такой продукции, которая наилучшим обра­зом сочетала бы, с одной стороны, затраты на ее изготовление, а с другой — цену или затраты потребителя на эксплуатацию, использование данной продукции в своих целях.

Естественно, такая двойственность экономической оценки строительной про­дукции заставляет рассматривать проекты зданий и сооружений с учетом, по крайней мере, следующих предположений:

• некоторые дополнительные затраты при строительстве могут снизить про­изводственные расходы заказчика в будущем. Убедив его в этом, можно рас­считывать не только на компенсацию увеличения затрат, но и на дополни­тельную прибыль за счет экономии у заказчика;

• большие затраты при строительстве могут обеспечить большие доходы и прибыль заказчика. В этом случае можно также рассчитывать на его согла­сие и на дополнительную прибыль подрядчика за счет потенциальной при­были заказчика;

• удорожание строительства может самым непосредственным образом сни­зить потери при эксплуатации здания, реконструкции и модернизации, что немаловажно для зданий как производственного, так и непроизводственно­го назначения.

Как видно, строительство находится как бы между единовременными и теку­щими затратами инвестора, устанавливая пропорцию между ними. В то же время стоимость строительства вытекает из этой пропорции, которая, в конечном счете, определяется заказчиком. Поскольку различные варианты проектов имеют не­одинаковые периоды строительства и эксплуатации зданий, инвестору нужно уметь сравнивать эти варианты и выбирать лучший.

В рыночной экономике цена, по которой реализуется продукция, регулируется, с одной стороны, ценой производства — себестоимостью на большинстве пред­приятий плюс средней прибылью, а с другой — конъюнктурой рынка (соотноше­нием спроса и предложения). Передовые предприятия в таких условиях получа­ют сверхприбыль и завоевывают рынок, а остальные — получают прибыль ниже средней либо терпят убытки. Этот процесс следует рассматривать как непрерыв­ный, а поведение и интересы субъектов как долговременную стратегию.

Исключительно важными условиями, при которых рынок конечной строитель­ной продукции и внутренний рынок продукции различных предприятий и орга­низаций строительной отрасли работать не могут, являются:

• сопоставимость потребительских качеств и потребительной стоимости про­дукции;

• остаточная конкуренция между предприятиями и организациями;

• сбалансированность рынка или отсутствие длительного разбаланса.

Если все эти признаки рынка присутствуют, то в качестве основного показате­ля абсолютной эффективности (прибыльности) каждого субъекта хозяйствова­ния выступает величина получаемой прибыли в единицу времени на инвестиро­ванный собственный капитал (в %).

Отдельные части используемого капитала (прибыль, амортизация, выручка от продажи имущества, выпуск акций и т. д.) имеют различные стоимости по време­ни, влияя на стоимость всего инвестиционного капитала и экономические крите­рии его эффективности.

В рыночной экономике строительства фигура заказчика является централь­ной: ему принадлежат инвестиционные инициативы, он формирует экономи­ческие условия для работы подрядчиков, является потребителем строительной продукции, регулируя потребность в ней в рамках общества. Стратегии заказчика связаны с решением вопроса: как использовать готовые объекты с целью получе­ния наибольших доходов (сдача внаем, продажа, эксплуатация). В каждом из ва­риантов могут быть различные по времени и величине доходы. Варианты могут отличаться и величиной налога на прибыль. Все это делает необходимым рассмотрение вложений в строительство, эксплуатацию объектов и прибыли инвес­тора на вложенный капитал.

Подход, обеспечивающий учет этих факторов в течение длительного срока службы зданий и сооружений, получил практическое распространение под на­званием «оценка жизненного цикла». Он полезен для всех участников инвести­ционного процесса, так как каждый из них может принимать решения на осно­вании общих результатов расчета. Но при этом обеспечивается подчиненность целей подсистемы целям системы. Реализация подхода связана с необходимо­стью создания мощного информационного обеспечения. Например, в США экс­пертиза стоимости двадцатипятилетнего жизненного цикла инвестиций в зда­ния является обязательным условием, предшествующим принятию решений по федеральному финансированию строительства. Этому способствует стоимост­ная оценка инженерных решений на стадий проекта.

Общепризнанным в экономике считается метод определения прибыли как раз­ницы между доходами (ценой) и расходами (себестоимостью). Однако в строитель­стве в связи со значительной продолжительностью производственного процесса этот подход не является наилучшим. В качестве доказательства можно привести следующее. В терминах капитала себестоимость строительной продукции не равна количественно расходам подрядчика. Оплачивая строительство по частям, заказ­чик создает возможность подрядчику обойтись гораздо меньшими средствами, чем если бы он брал на себя все расходы только с момента реализации готовой строи­тельной продукции. Кроме того, продолжительность строительства в течение не­скольких лет делает неэквивалентными затраты разных периодов, поэтому ариф­метическая сумма произведенных расходов также не является себестоимостью, поскольку в этом случае не учтена стоимость денег как капитала. Может быть не­правомерно упущено и влияние инфляции.

Традиционный подход к определению прибыли не позволяет также сравнивать между собой прибыльность различных объектов.

В реальных условиях более подходящим признается подход, отражающий объективные экономические процессы и позволяющий точно определить меру прибыли по отношению к собственному и заемному капиталу строительной орга­низации, а также к привлеченному акционерному капиталу с учетом времени обо­рота. Поэтому под прибылью подрядчика в строительном производстве следует понимать сумму денег, образовавшуюся в результате вычета из полученных от заказчика доходов всех произведенных расходов, включая накладные расходы организации. Следовательно, для определения прибыльности (отношения сум­мы прибыли к капиталу подрядчика в период расчетов за работы) существенны­ми являются три фактора: размер прибыли, период расчетов за произведенные работы (но не продолжительность строительства), размер капитала подрядчика.

Каждый договор подряда должен подвергаться подрядчиком экспертизе на предмет его прибыльности, и если есть возможность выбора, то предпочтение должно отдаваться наиболее выгодному из них.

Что касается так называемой прибыли на издержки (себестоимость, стоимость), которая является на самом деле надбавкой, то ее назначение совершенно другое. Так, надбавку можно рассматривать как составную часть при определении стоимости договора подряда или работ организации, особенно в типовом строитель­стве или при наличии аналогов. Она отражает усредненный имеющийся опыт и может служить ориентиром для заказчика и подрядчика.

Принципы функционирования строительной организации отрасли не могут отличаться от законов развития экономики как целостной системы. Поэтому тео­ретическая экономика изучает проблемы эффективного использования ограни­ченных ресурсов на микро- и макроуровне.

Рассматривая макроуровень, нельзя не заметить, что экономики и управления строительством как отраслью или строительным комплексом в целом не суще­ствует. В рыночной экономике есть только взаимодействие на рынке отдельных субъектов хозяйствования и собственности в бесконечных инвестиционных про­цессах, пронизывающих разные отрасли, где строительство выступает промежу­точным этапом. Прибыль инвестора создается не за счет эксплуатации рабочей силы, а благодаря рациональному управлению сложной совокупной структурой капитала.

В этой связи первостепенное внимание в рыночной экономике строительства должно уделяться анализу стоимости жизненного цикла зданий и сооружений, а не только единовременным капитальным вложениям. В широком смысле, заказ­чик направляет и формирует строительный рынок. Исключительно важную роль для заказчика играют фактор времени и стоимость капитала при строительстве объекта. Но гораздо большую роль в совокупных затратах капитала будет играть стадия функционирования, например, здания, что делает стоимость строитель­ства зависимой от идеи заказчика по использованию объекта.

На микроуровне рассматриваются капиталы строительных организаций. Эле­ментом анализа выступает процесс строительного производства. На этом уровне появляется специфическая цель — прибыль на оборотный капитал подрядчика.

Таблица 16.2. Сущность рыночной экономики строительства

Предмет Объект управления Цель
Макроэкономика
Экономика капитала Совокупный капитал инвестора Устойчивая прибыль на капитал (не ниже средней по отрасли)
Экономика инвестиционного процесса Инвестируемый капитал Максимальная прибыль на капитал в течение жизненного цикла зданий и сооружений
Микроэкономика
Экономика подрядной организации (контрактов) Капитал подрядной организации Годовая прибыль на капитал не ниже нормы
Экономика проекта (контрактор) Капитал в процессе осуществления проекта Максимальная прибыль на капитал в течение срока строительства
Экономика строительного производства Оборотный капитал на строительной площадке Максимальная прибыль на оборотный капитал

Иерархический подход к классификации продукции в строительстве позволя­ет найти ключ к пониманию взаимоотношений подрядчиков с обеспечивающими предприятиями (субподрядчиками и поставщиками). В условиях насыщенного рынка эти взаимоотношения ориентированы на потребителя (см. табл. 16.2).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: