С 1985 года в жизни нашего общества произошли радикальные изменения Их главным итогом стало разрушение СССР со всеми вытекающими отсюда последствиями. За это время неузнаваемо изменилась и политическая система. Её отличительная черта – это переходное состояние. Переход от тоталитаризма, к правовому государству и политическому плюрализму во всех его формах - многопартийности, многообразию общественных организаций, разделению властей, демократической избирательной системе, развитому правопорядку, общественному согласию и т.д.
Функционирующая в настоящее время в России политическая система во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых - репрезентативность власти и ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля над властью. Политологи характеризуют данную политическую систему с помощью терминов "авторитарная демократия", "режимная система", связывая ее возникновение со слабостью государства и незрелостью гражданского общества. В настоящее время в России принципы демократии сочетаются с элементами личной власти. Законодательная власть представлена двумя субъектами - Президентом России и Федеральным собранием, состоящим из Государственной Думы (избирающейся всенародным голосованием) и Совета Федерации (формируемый из представителей субъектов Федерации). Функции исполнительной власти выполняет Правительство, гарантом политической стабильности, реализации власти в рамках "правового поля" выступает Конституционный Суд. Согласно Конституции РФ, Государственная Дума зависит от решений Совета Федерации, формирующегося на основе регионального представительства. При этом законодательная власть Федерального собрания в свою очередь ограничена, во-первых, правом президента издавать указы, имеющие силу законов, ограничением полномочий Думы в плане законотворчества президентским вето, а, во - вторых, практикой издания исполнительной властью многочисленных подзаконных актов, способных сорвать выполнение любых законов.
|
|
На место коррумпированного чиновничества постепенно приходит национальный капитал. Одновременно создаются подконтрольные власти массовые политические организации, укрепляется вертикаль власти, что сопровождается усилением роли "административного фактора" и регламентацией роли правой и левой оппозиции в политической жизни общества. Некоторые реформы, проводимые властью, являются противоречащими принципам демократии, в частности создание так называемых федеральных округов с представителями президента, продление сроков избрания губернаторов, а теперь ещё и их фактическое назначение и т. п.
|
|
В рамках действующей политической системы партии практически не имеют возможности исполнять роль посредника между обществом и властью, что характерно для демократических государств.
В современной российской политической системе ни парламентское большинство, ни парламентские коалиции не обладают правом формировать правительство, борьба партий на выборах и сами выборы лишены того смысла, которым они наделены в демократических государствах. Победа партии на выборах не дает ей возможности проводить курс, заявленный в программе, а статус Думы не позволяет эффективно контролировать исполнительную власть. В связи с тем, что ни одна партия не в состоянии реализовать свою предвыборную программу, граждане утрачивают главный стимул для участия в избирательных кампаниях.
На этой основе можно выделить отличительные особенности российской политической системы:
1) гипертрофия властных прерогатив президента за счет ограничения полномочий других институтов;
2) номинальность разделения властей - законодательной и исполнительной, центральной и региональной, занятых постоянными выяснениями отношений;
3) неэффективность государства как основного социального института, непосредственно управляющего обществом, эго неспособность обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественной жизни;
4) сочетание форм авторитарно-олигархического правления с элементами демократической процедуры, в частности с выборами и многопартийностью;
5) фактическая подконтрольность правительства только президенту и его полная зависимость от политической конъюнктуры, а не результатов деятельности;
6) множественность режимов (частичное соблюдение демократических процедур на федеральном уровне и авторитаризм в ряде регионов);
7) бесконтрольная концентрация власти в руках узкого круга лиц из номенклатуры и новых собственников, разбогатевших криминальными методами;
8) использование нелегитимных, криминальных методов государственно-управленческой и хозяйственной деятельности;
9) значительная укорененность властных неформальных отношений, формирование элитарного корпоративизма вместо плюралистической демократии;
10) малочисленность и организационная слабость политических партий, лишенных социальной базы и неспособных выполнять основную функцию посредника между властью и обществом;
11) широкие масштабы лоббистской деятельности, нерегулируемой законодательными актами и неподконтрольной обществу;
12) неразвитость системы местного самоуправления, зависимого от региональных элит.
В заключение можно сказать, что политическая система нашего общества постепенно приобретает облик подлинно демократической политической системы, сочетающей в своей практической деятельности и представительную демократию и непосредственную.