Предпосылки возникновения конституции

Оглавление


Введение 3
Предпосылки возникновения конституции 5
Конституционные реформы после войны 1812 года 9
Правительственные проекты конституционных реформ в России 11
Заключение 14
Список используемой литературы и источников 15

периодов в истории России, во многом из-за этого я выбрала такую тему. Перед новым императором и его приближенными стояли непростые задачи осуществления целого комплекса реформ, которые могли позволить России, в которой абсолютизм и крепостное право сдерживали развитие экономики и тормозили модернизацию страны, занять достойное место среди передовых европейских государств. Ко времени коронации Александра I был подготовлен проект “Всемилостивейшей грамоты, Российскому народу жалуемой”, содержавшей гарантии основных гражданских прав, а также проект манифеста по крестьянскому вопросу (запрет продажи крестьян без земли, установление порядка выкупа крестьян у помещика). Несмотря на то, что ни один из этих документов обнародован не был, мы можем сказать, что, таким образом, в периоде правления Александра I находятся корни первой российской конституции.

Так что же такое конституция? Конституция (от лат. constitutio - установление, устройство) – основной закон государства, закрепляющий в соответствии со сложившимся в обществе соотношением классовых сил социально-экономические и политические основы власти господств, классов, основы правового положения граждан, порядок образования, построения и деятельности государственных органов.[1] В Европе к числу первых Конституций относятся конституции Франции, принятые в последнее десятилетие XVIII века, первая из которых Конституция 1791 года.

Целью работы является комплексное изучение плана конституции императора Александра I. Конкретными задачами доклада являются:

1. выявление этапов создания конституции;

2. отображение войны 1812 года на внутреннюю политику страны;

3. представления о причинах составления конституции, их правовом содержании и политических последствиях.

Основными источниками и литературой являются письма современников, работы Мережковского, Сахарова, Шильдера, Троицкого, а также данные электронных сайтов.

Предпосылки возникновения конституции

К началу XIX в. была полностью сформулирована политическая программа европейского либерализма, в которой говорилось о свободе личности, деятельности, преобладании индивидуальных интересов над коллективными. Государство должно было лишь следить за соблюдением прав личности, закрепленных в законе. В экономике учение либерализма подразумевало свободу конкуренции и свободы договора работодателя и работника. Однако идеи либерализма все более расходились как с политической реальностью самодержавной России, так и с экономическим строем и культурными традициями жизни народа (господством натурального хозяйства и преобладанием коллективистских ценностей у населения). Попытки их внедрения в жизнь страны порождали множество противоречий, но и оставить все как есть было невозможно, потому что от этого зависел престиж страны в Европе.

Будучи наследником, Александр вынашивал планы конституции, составляя оппозицию своему отцу. Он начал царствование с ликвидации последствий деспотизма и самодурства Павла I: объявил амнистию людям, которые подверглись преследованиям при Павле (до 12 тыс. человек), снял запрет выезжать за границу, выписывать иностранную прессу, упразднил Тайную экспедицию, отменил одиозные регламентации в быту, одежде, общественном поведении и т.д. Еще до восшествия на престол, в 1796 г., вокруг Александра сложился дружеский, «интимный» кружок молодых аристократов, близких ему по духу, среди которых были граф П.А. Строганов, его двоюродный брат Н.Н. Новосильцев, князь А.А. Чарторыйский, граф В.П. Кочубей. Собираясь тайно, они вели беседы об отмене крепостного права, необходимости республики, составляя оппозицию Павлу.[2] С 1801 г. основная работа по подготовке реформ в либеральном направлении проходила в созданном ими Негласном комитете, своего рода совещательном органе при императоре, на который Александр опирался в первые годы своего правления.

Члены комитета настаивали на недопустимости продавать крепост­ных без земли. Высшие сановники усмотрели в подобных заявлениях подрыв устоев крепостного права, однако в 1801 г. вышел указ, запрещавший печатать объявления в «Санкт-Петербургских ведомостях» о продаже крестьян без земли и отдельно от семьи.[3]

Два ключевых вопроса, которые России предстояло решать в XIX в., были поставлены в повестку дня уже в начале столетия, — о крепостном праве и о самодержавии. Александр I взошел на российский престол, намереваясь осуществить радикальную реформу политического строя России путем создания конституции, гарантировавшей всем подданным личную свободу и гражданские права. Он сознавал, что подобная «революция сверху» приведет фактически к ликвидации самодержавия и готов был в случае успеха удалиться от власти. Однако он также понимал, что нуждается в определенной социальной опоре, в единомышленниках. Ему необходимо было избавиться от давления как со стороны заговорщиков, свергнувших Павла, так и поддерживавших их «екатерининских стариков». Уже в первые дни после воцарения Александр объявил, что управлять Россией будет «по законам и по сердцу» Екатерины II.[4]

Царь не исключал потенциальную возможность альтернативного хода истории, в результате которого ему пришлось бы из монарха самодержавного стать монархом конституционным. Предполагая, что в России может произойти революция, он хотел к ней заранее подготовиться и выступить как инициатор целого ряда прогрессивных начинаний.

Александр хотел совместить разнородные и противоречивые требования своего времени. Искреннее желание дать России конституцию он сохранил до последних дней. Но это не мешало создавать военные поселения и искать образец политической системы в армейской дисциплине и организации.

В первые же месяцы царствования им был принят ряд либеральных мер во внутриполитической жизни: разрешены свободный выезд за границу, ввоз книг из-за рубежа, открытие частных типографий. Были восстановлены жалованные грамоты дворянству и городам. Последующие либеральные меры связаны с деятельностью Негласного комитета, неофициального органа при Александре I, куда вошли личные друзья императора: граф Строганов, князь Чарторыйский, граф Кочубей и граф Новосильцев.

В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законодательной деятельности выразилось в том, что он получил право делать “представления” императору по поводу устаревших законов.

Истинным вдохновителем дальнейших реформ был М.М. Сперанский. Благодаря исключительному уму и способностям, он, сын сельского священника, достиг самого высокого положения в обществе и получил чин действительного статского советника. Сперанский обладал универсальным знанием России — от крестьянской избы до кабинета императора. Это знание убеждало его в том, что в России не существовало свободных граждан. Даже дворянин был собственностью государства, как, впрочем, и человек, принадлежавший к любому другому сословию: «...Вместо пышного деления русского народа на различные сословия — дворян, купцов, мещан — я нахожу только два класса: рабов самодержца и рабов землевладельца. Первые свободны только сравнительно с последними; в действительности же в России нет свободных людей, исключая нищих и философов», — писал Сперанский.[5]

В уничтожении рабства Сперанский видел не просто проявление гуманности, а государственную необходимость: сначала нужны гражданские свободы, а потом — блага просвещения. Но он был против внезапного и всеобщего освобождения крестьян, считая, что ему должно предшествовать создание в первую очередь статуса свободного человека и гражданина, что возможно лишь в условиях политической свободы, через переход России к конституционным формам правления.

Государственная деятельность Сперанского началась в 1802 г. с составления всех манифестов нового царствования. В 1808 г. Александр, охладевший к работе Негласного комитета, поручил Сперанскому разработку плана преобразования России. К октябрю 1809 г. им был представлен проект «Введения к уложению государственных законов». Главным в проекте был принцип разделения властей — законодательной, исполнительной и судебной — при независимости судеб­ной власти и ответственности исполнительной власти перед законодательной. Осуществление проекта поставило бы Россию в правовом отношении на уровень передовых западноевропейских держав.

С 1808 по 1812 г. М.М. Сперанский подал на высочайшее рассмотрение множество проектов, в которых содержалась программа создания общества с равными для всех гражданскими правами, общества свободных реально, а не «по отношению». По сути дела он предложил программу, согласно которой Россия должна была стать страной с представительным правлением. Убеждение, что принципы гражданской свободы и частной собственности не могут быть гарантированы одной только доброй волей монарха, делало его сторонником перехода к конституционным формам правления в России. В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей – законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с самых нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона. Создавались представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной думой – всероссийским представительным органом. Дума должна была давать заключения по законопроектам, представленным на её рассмотрение, и заслушивать отчёты министров.

Все власти – законодательная, исполнительная и судебная – соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царём. Мнение Государственного совета, утверждённое царём, становилось законом. Если в Государственном совете возникало разногласие, царь по своему выбору утверждал мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не мог вступить без осуждения в Государственной думе и Государственном совете.

Реальная законодательная власть по проекту Сперанского оставалась в руках царя. Но Сперанский подчёркивал, что суждения Думы должны быть свободными, они должны выражать “мнение народное”. В этом и заключается его принципиально новый подход: действия властей в центре и на местах он хотел поставить под контроль общественного мнения. Ибо безгласность народа открывает путь к безответственности властей.[6]

По проекту Сперанского избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землёй или капиталами, включая государственных крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не участвовали, но пользовались важнейшими гражданскими правами. Главное из них Сперанский сформулировал так: “Никто не может быть наказан без судебного приговора”. Это должно было ограничить власть помещиков над крепостными.

Осуществление проекта началось в 1810 г., когда был создан Государственный совет. В течение 1810-11 в Государственном совете обсуждались предложенные Сперанским планы финансовой, министерской и сенатской реформ. Реализация первой из них привела к сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было завершено преобразование министерств.

Александр I надеялся с введением министерской системы центрального управления навести порядок и укрепить государство. Но решительной победы с злоупотреблениями достигнуто не было. В новых министерствах поселились старые пороки. Разрастаясь, они поднимались до верхних этажей государственной власти. Александру были известны сенаторы, бравшие взятки. Желание изобличить их боролось в нём с опасением уронить престиж Сената. Становилось очевидно, что одними перестановками в бюрократической машине нельзя решить задачу создания такой системы государственной власти, которая активно содействовала бы развитию производительных сил страны, а не пожирала её ресурсы. Требовался принципиально новый подход к решению задачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: