Состав и структура доходов и расходов государственного бюджета

Функционирование бюджета происходит с помощью особых экономических форм – доходов и расходов бюджета. Состав и структура доходов и расходов зависят от направлений осуществления бюджетной и налоговой политики государства, осуществляемых в конкретных социально-экономических условиях. Состав и структура доходов государственного бюджета РК определяются действующей системой налоговых платежей и поступлениями неналоговых средств относительно нестабильного характера.

С 1996 г. Структура государственного бюджета строится на основе новой классификации и состоит из 5 частей.

Первая часть «Доходы и полученные официальные трансферты» включает 4 категории доходов:

1. Налоговые поступления (около 75%)

2. Неналоговые поступления (около 11 %)

3. Доходы от операций с капиталом (приблизительно 13%)

4. Полученные официальные трансферты (гранты) из внешних и внутренних источников (около 1%)

Вторая часть «Расходы» включает следующие функциональные группы:

1. Государственные услуги общего характера: законодательные, исполнительные органы, фундаментальные научные исследования (около 11%)

2. Оборона (5%)

3. Общественный порядок и безопасность (около 8 %)

4. Образование (около 18%)

5. Здравоохранение (около 14%)

6. Социальное страхование и обеспечение (около 12%)

7. Организация отдыха и деятельность в сфере культуры (около 3%)

8. Топливно-энергетический комплекс (около 1 %)

9. Сельское, водное, лесное хозяйство (около 3%)

10. Горнодобывающая промышленность (более 1 %)

11. Транспорт и связь (0,1%)

12. Услуги, связанные с экономической деятельностью (около 10%)

13. Резервный фонд правительства (около 15 %)

Около 50% расходной части бюджетных средств направляется на финансирование социально-культурных мероприятий. Остальные средства направляются на содержание органов государственной власти, управления, правоохранительных органов, судебных органов, прокуратуры.

Третья часть «Кредитование минус погашение» включает платежи из бюджета по кредитованию и поступления от погашения ранее выданных кредитов, тем самым отражая чистое кредитование.

Четвертая часть отражает дефицит бюджета как разницу между суммами расходов и доходов, плюс кредитование, минус погашение.

Пятая часть «Финансирование дефицита бюджета» характеризует источники покрытия дефицита:

внутреннее финансирование – за счет кредитов Национального банка, выпуска государственных ценных бумаг

внешнее финансирование – от международных финансовых организаций и иностранных государств

В некоторых государствах расходная часть государственного бюджета делится на бюджет текущих расходов и бюджет развития. Такое деление определяется бюджетной классификацией. Бюджетная классификация - это систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам.

Экономическая классификация расходов распределяет их по экономическим признакам по 4 разделам:

Ø категория

Ø класс

Ø подкласс

Ø специфика

Категория включает:

ü текущие расходы

ü капитальные расходы

ü предоставление кредитов

ü финансирование

Класс, подкласс и специфика уточняют назначение и характер расходов.Например, заработная плата рабочих – основная заработная плата рабочих.

Бюджетная классификация позволяет всесторонне, адресно систематизировать поступления и расходы для достижения высокой оперативности управления.

Для определения роли бюджетных расходов их классифицируют по определенным признакам. Существует несколько признаков классификации расходов бюджета.

Прежде всего расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства. При этом выделяют текущие и капитальные бюджетные расходы. Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают

§ затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей, закупки товаров гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений)

§ текущие субсидии нежестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям

§ транспортные платежи

§ выплата процентов по государственному долгу

Капитальные расходы связаны с вложением бюджетных средств в основные фонды и нематериальные активы, с созданием государственных запасов и резервов. Они включают затраты на новое строительство и развитие действующих субъектов государственной собственности, инвестиционные субсидии, долгосрочные кредиты, государственные гарантии инвесторам. В бюджетах органов местного самоуправления капитальные расходы выделяются отдельным блоком, а их совокупность образует бюджет развития.

По экономическому содержанию и значению государственные расходы неоднородны. По экономическому содержанию они подразделяются на три основные группы:

1) расходы, непосредственно связанные с материальным производством и относящиеся к производственной сфере

2) расходы в непроизводственной сфере

3) расходы на создание государственных резервов

Первая группа расходов обусловлена хозяйственной деятельностью государства и связана с созданием национального дохода.

Вторая группа расходов связана с потреблением национального дохода для удовлетворения потребностей общества. Средства расходуются на содержание учреждений просвещения, здравоохранения, развитие науки и культуры, жилищное строительство, социальное обеспечение. Кроме того, государство затрачивает средства на оборону, содержание государственного аппарата.

Государственные расходы третьей группы предназначены для создания и пополнения государственных резервов. Они необходимы для удовлетворения потребностей материальной и нематериальной сфер при чрезвычайных обстоятельствах (стихийные бедствия, возмещение потерь, бесперебойное снабжение).

По предметному признаку (целевому) государственные расходы делятся на

расходы на экономику

расходы на социально-культурные мероприятия

расходы на науку

расходы на оборону

расходы на управление

По территориальному признаку государственные расходы делятся по экономическим регионам.

Государственные расходы по отраслевому признаку в сфере материального производства делятся на затраты в промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь, торговлю; в непроизводственной сфере затраты подразделяются на образование, здравоохранение, социальное страхование, социальное обеспечение, оборону и управление.

Существуют два метода финансирования государственных расходов:

1. Финансирование хозрасчетных предприятий производится за счет собственных ресурсов, кредитов банка, за счет бюджетных ассигнований

2. Бюджетное финансирование. Финансируются затраты на социально-культурные мероприятия, содержание органов государственной власти, оборону, определяемые на основе особых документов – смет. Такие учреждения называются бюджетными.

Кроме того, применяются следующие формы бюджетного финансирования:

· Дотации. Денежные средства выделяются в безвозвратном порядке из бюджета и внебюджетных фондов для покрытия убытков предприятий

· Субвенции. Такая форма финансовой помощи используется на программы и мероприятия по обеспечению социальной поддержки населения. В случае нарушения целевого использования эти средства подлежат возврату

· Субсидии. Выделяются пособия в денежной и натуральной формах за счет средств бюджета, внебюджетных и специальных фондов на безвозвратное финансирование определенных мероприятия на долевой основе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: