Лекция 6. Основные структурные единицы комического в эстрадной драматургии

Режиссер, артист на эстраде должны уметь заставить зри­теля смеяться.

Комическое возникает в результате необычного осмысления дей­ствительности,взгляда на жизнь.

В этом необычном взгляде есть несколько постоянных факторов: во-первых, вы всегда замечаете в происходящем какое-либо несоот­ветствие, во-вторых, вы что-то воспринимаете преувеличенно (слов­но сквозь увеличительное стекло), в третьих, — здесь всегда присут­ствует какое-то намеренное искажение действительности.

На этом, кстати, основан знаменитый аттракцион «Комната сме­ха», или «Комната кривых зеркал». Предмет изображения (вы сами) вроде бы остается похожим на себя, но оттого что в зеркальном от­ражении что-то преувеличивается или преуменьшается, что-то ис­кажается и смещается — возникает смех.

Чаще всего публика смеется, когда видит несоответствие желае­мого и действительного, когда намеренно путаются явление, причина и следствие. Именно здесь возникают специфические приемы эксцен­трики, буффонады, гротеска, пародии.

Эксцентрика - «умышленнон» нарушение логики и причинно-следственных связей в действиях или событиях, а также использовании предметов в несвойственных им функциях (например, использование бутылок, кастрюль, сковород, вилок, ложек, различных пил, вёдер и прочей хозяйственной утвари в качестве музыкальных инструментов)

Буффонада - преувеличение. (например артист сидит на стуле и играет на гармошке. Звучит очень веселая музыка, а артист все время плачет. Но когда он, встает со стула для поклона, оказывается, что на сиденье лежала огромная и острая канцелярская кноп­ка — конечно же, острием вверх.Использование этой огромных размеров канцелярской кнопки яв­ляется буффонным преувеличением.

В гротеске преувеличение достигает таких размеров, что полностью выходит за рамки реальности

На приеме преувеличения строится и карикатура. «Искусство карикатуриста в том и состоит, чтобы схватить эту, порой неулови­мую особенность, и сделать ее видимой для всех увеличением ее размеров

Именно все эти приемы поз­воляют создателю эстрадного номера прибегать в номере к языку метафор

«Метафора» — дословно в переводе с греческого означает «пе­ренесение». Человек смотрит на окружающий мир как бы через себя и очеловечивает его, наделяя новыми, непривычными, неожиданны­ми свойствами.

В эстрадном номере в качестве метафоры часто используется перене­сение свойств одного предмета или явления на другой. Такое перенесение делается на основании ка­кого-то общего для обоих предметов (явлений) признака. ( например формы - клоун использует банан вместо пистолета и т.п.)

В чем здесь секрет смешного? В том, что возникло явное несо­ответствие.

В эстрадной драматургии обязательно присутствуют ко­мические элементы или «смеховые точки». Для ВЕРБАЛЬНОГО (РАЗГОВОРНОГО) НОМЕ­РА «смеховая точка» - это РЕПРИЗА; для НЕВЕРБАЛЬНОГО - КОМИЧЕС­КИЙ ТРЮК, или ГЭГ.

ГЭГ – неожиданный поворот, превращение реального в фантастичное,обычного в невероятное,нормальное в абсурдное.Также это метафора,ставшая реальностью,и реальность ставшая метафорой.Задача ГЭГ-а – рассмешить. Это основная смысловая единица в эстрадном жанре. ГЭГ строится на визуальном зрительном восприятии,и одно из его главных условий -неожиданность..Восприятие этого комического трюка расчитано на живую сиюминутную реакцию. зрителя нужно предварительно подготовить,«подогреть»к нему.

Реприза –момент в эстрадном вербальном номере, который вызывает взрывной комический эффект и который выражен через слово. Может находиться как внутри монолога,так и внутри парного конферанса, а может быть разыграна как маленькая сценка. Настоящая реприза это в первую очередь игра ума.которая находит выражение в игре слов. (Пример – репризы в парном конферансе Ивана Урганта и Александра Цекало)

Каламбур,парадокс, ирония - самые популярные виды словесных комических конструкций (реприз)

Реприза-Каламбур – шутка,основанная на комическом использовании сходно звучащих,но разных по значению слов.Звуковое сходство – различный смысл. Двусмысленность вызывает смех.

Например: мы женаты, мы же на ты; несуразные вещи – несу разные вещи;задело – за дело; ему же надо будет – ему жена добудет

Реприза-парадокс -такое суждение,в котором сказуемое противоречит подлежащему.

Например:Все умники – дураки.и только дураки –умны

Холостяки ведут семейную жизнь,а женатые холостяцкую

Ничего не делать – самый тяжкий труд.

Реприза –ирония – впрямую высказывает одно понятие,а подразумевает но не высказывает совсем другое- противоположное. На словах выражается положительное,а понимается отрицательное. Отличие иронии от все более популярного в наше время сарказма в доброй ее направленности.

Сарказм (греч. буквально «разрывать плоть») язвительная насмешка, высшая степень иронии, которая может открываться позитивным суждением, но в целом всегда содержит негативную окраску и указывает на недостаток человека, предмета или явления, то есть того, в отношении чего происходит. Как и сатира, сарказм заключает в себе борьбу с враждебными явлениями действительности через осмеяние их. Беспощадность, резкость изобличения — отличительная особенность сарказма. В отличие от иронии, в сарказме находит свое выражение высшая степень негодования, ненависть. Сарказм никогда не является характерным приёмом юмориста, который, выявляя смешное в действительности, изображает её всегда с известной долей симпатии и сочувствия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: