Эксплуатационная характеристика морского порта и его транспортные функции

Морской порт в современном значении этого понятия представляет собой специально построенное и оборудованное на побережье предприятие, предназначенное для укрытия, погрузки-выгрузки и обслуживания флота.

Основными признаками классификации морских портов являются: естественно-географическое расположение, основное назначение и экономическая значимость.

По первому признаку, т.е. естественно-географическому, порты делят по расположению: в естественных защищенных бухтах (Владивосток и др.); в устьях рек — устьевые (Ленинград, Херсон, Архангельск и др.); на островах — островные (Брон-хольм и др.); на искусственных каналах — внутренние (Манчестер и др.); на открытых морских побережьях (Евпатория и др.); на искусственных островах и островных причалах на открытом побережье. Естественно-географическое расположение оказывает влияние на стоимость строительства порта и организацию судоходства.

По основному назначению различают порты: торговые, промышленные, рыбные, военные.

Торговые порты морского флота являются портами общего пользования. В них осуществляют перегрузочные работы на судах торгового флота и смежных видах транспорта при перевозках экспортно-импортных и каботажных грузов, а также обслуживают пассажиров, пользующихся морским транспортом. В свою очередь морские порты делят на:

Ø общего назначения — производят перегрузку разных грузов на суда различных типов;

Ø специальные (угольные, рудные, лесные и др.) — производят перегрузку одного вида груза на специальные суда и имеют для этой цели специальное высокопроизводительное оборудование для перегрузки данного груза;

Ø комбинированные — имеют специализированные причалы и причалы общего назначения для перегрузки различных грузов.

Промышленные порты обслуживают отдельные крупные производственные предприятия и удовлетворяют их нужды. Они принадлежат ведомствам, к которым относится обслуживаемое предприятие.

Рыбные порты являются базами рыболовного флота, его обслуживают и имеют специальное оборудование для перегрузки и хранения рыбы и рыбопродуктов.

Военные порты обслуживают военно-морской флот.

По экономической значимости различают порты мирового, международного, внутригосударственного и местного значения.

В строительно-техническом отношении морской торговый порт представляет собой комплекс строительных сооружений, зданий и оборудования, обеспечивающих: безопасное движение и стоянку судов в процессе погрузки-выгрузки и обслуживания; подъезд и размещение сухопутных, транспортных средств для осуществления перегрузочных операций; бесперебойное функционирование технологических процессов перегрузки грузов; условия для обслуживания судов и пассажиров.

В экономическом отношении отечественный морской торговый порт представляет собой производственное предприятие морского транспорта, которое: располагает материально-технической базой, постоянным контингентом рабочих и служащих, необходимыми денежными средствами, функционирует в соответствии с законами РФ.

В организационном отношении морской торговый порт является предприятием, подчиненным управлению морского пароходства, которое представляет собой объединение морского транспорта, включающее по территориально-бассейновому признаку флот, порты и заводы по ремонту судов и портового оборудования.

Все морские торговые порты, подразделяют на внекатегорийные, первой, второй и третьей категории. К внекатегорийным отнесены Ленинградский, Новороссийский, Находкинский, Владивостокский, Холмский порты, порт Ванино и др.

Порты на три категории распределяют в зависимости от объема грузовых и других работ и оценивают в условных баллах. К числу показателей, определяющих баллы, относят: годовой объем перегрузки по категориям грузов, перегружаемых силами и средствами порта; годовую сумму дохода в целом по порту, за вычетом суммы дохода от погрузочно-разгрузочных работ; объем продукции портовых мастерских и др.

Общая сумма баллов определяет категорию порта:

Свыше 90 — 1;

От 25 до 90 — II;

От 10 до 25 — III;

Транспортный процесс — это процесс перемещения грузов и пассажиров. Морской транспортный процесс осуществляют флот (суда) и порты. Последние выполняют начальную и конечную операции транспортного процесса: погрузку и выгрузку грузов; посадку, высадку и обслуживание пассажиров.

В соответствии с Уставом морского порта и Кодексом торгового мореплавания на морские порты возложены следующие задачи:

1. организация и осуществление погрузочно-разгрузочных работ на судах и других транспортных средствах с высоким качеством и в минимальные сроки;

2. выполнение отдельных видов комплексного обслуживания судов (бункеровка, снабжение водой и т. д.) и предоставление места для безопасной стоянки при осуществлении прочих видов обслуживания, которые выполняются другими организациями и предприятиями морского флота (снабжение продуктами, производство мелкого ремонта и т. д.);

3. обслуживание пассажиров;

4. выполнение транспортно-экспедиторских операций, предполагающих оформление грузовых документов, расчет и взимание плат за услуги морского транспорта;

5. организация и осуществление перевозок на местных линиях судами портового флота;

6. накопление грузов на складах порта и организация их качественного краткосрочного хранения, обусловленного неравномерностью работы морского и смежных видов транспорта;

7. административно-государственный надзор, предполагающий контроль со стороны порта за выполнением судами, находящимися в порту, обычаев порта. Кодекса торгового мореплавания и Международных конвенций в области безопасности плавания судов;

8. обеспечение правильной технической эксплуатации, сохранности и ремонта оборудования, зданий, сооружений порта и навигационной обстановки на акватории порта;

9. планирование и учет хозяйственной деятельности порта;

10. разработка местных тарифов на оплату услуг, оказываемых портом;

11. обеспечение своих подразделений квалифицированными кадрами и организация их подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

12. нормирование, организация труда и заработной платы и внедрение хозрасчета в производственных подразделениях;

13. совершенствование технологических процессов, внедрение новой техники, реконструкции и обеспечение освоения новых производственных мощностей;

14. предотвращение и борьба с загрязнением водной среды;

15. аварийно-спасательная работа предусматривает предоставление портом убежища любым судам, нуждающимся в помощи, и оказание помощи судам, терпящим бедствие в районе порта и на его акватории.

Основной из всех перечисленных функций является осуществление перегрузочных операций, а также обслуживание пассажиров. С выполнением этой функции в той или иной степени связаны все остальные. Реализация именно этой функции представляет собой основной производственный процесс порта, сущность его эксплуатационной деятельности.

2. Классификация причалов и причальных сооружений

Причал — это комплекс сооружений, оборудования и устройств, технологически связанных между собой и обеспечивающих обработку судна. Причальными называются гидротехнические сооружения, являющиеся ос-новным элементом причалов и предназначенные для швартовки и стоянки судов при производстве перегрузочных работ, снабжении судна всем необ-ходимым, посадки и высадки пассажиров, ремонте и отстое судов.

Размеры причальных сооружений должны соответствовать расчетным судов, обеспечивать удобство подхода швартовки, безопасности стоянки и производства перегрузочных операций. К основным размерам причалов относят их длину, глубину у причала, возвышение верха причала над расчётным уровнем воды (отметка кордона) и ширину прилегающей к кордону территории. Кордон или линия кордона - это линия пересечения верхней горизонтальной плоскости причального сооружения и его лицевой (морской) грани. Вдоль всей линии кор-дона устраивают предохранительное устройство - брус, а также железобетонный лоток (потерна) для прокладки в нём инженерных сетей (и, сети водопровода и связи).

В зависимости от рода груза, направления грузопотока, типа и размеренна судов предусмотрена специализация (классификация) причалов по грузовым районам порта:

* для генеральных грузов (штучные, металлоизделия и оборудование);

* для навалочных грузов;

* для зерновых грузов;

* для лесных грузов:

* для наливных грузов;

* для контейнеров.

Только при малом грузообороте допускается совместная и переработка грузов разного рода, если это не противоречит ирным, противопожарным требованиям и условиям сохранности грузов.

Причальные сооружения классифицируются в основном по I положению в плане и конструктивным признакам.

Расположение в плане. Сооружения, устроенные вдоль береговой к 1.1. называются набережными. Если сопряжение берега

набережными стенками. Часто встречаются и сооружения сквозной конструкции в виде опор из свай или свай-оболочек. Такие причальные сооружения называются набережными эстакадами.

Пирсы - сооружения выступающие в акваторию и имеющие двусторонний (узкие пирсы) или трёхсторонний (широкие пирсы) доступ для судов. Узкие пирсы обычно имеют ширину менее 50 м и сооружаются в виде эстакад. Широкие пирсы шириной 150-300 м, как правило, выполняются в виде сплошных стенок по периметру с трёх сторон (причальные сооружения), а территорию пирса образовывают засыпкой из камня, щебня и песка.

Дня приёма судов с большой осадкой впереди набережных или пирсов иногда устраивают сквозные сооружения, получившие название оторочек. Оторочки верхним строением примыкают с одинаковой отметкой к основным причальным сооружениям.

Рейдовые причалы устраиваются, как правило, на открытых рейдах для наливных грузов и благодаря большим глубинам позволяют произ-водить швартовку крупнотоннажных танкеров. С берегом рейдовые причалы соединены надводной конструкцией обычно эстакадного типа.

Плавучие причалы являются разновидностью рейдовых причалов и применяются при значительных колебаниях уровня моря и при отсутствии достаточных глубин для доступа судов к стационарным причалам в порту. С берегом они соединены подводными трубопроводами.

Конструктивные признаки. Несмотря на разнообразие конструкций причальных сооружений, имеются общие признаки, объединяющие их. Они разделяются на четыре типа: гравитационные, сквозные, тонкостенные и комбинированные причальные сооружения.

Гравитационные причальные сооружения отличаются массивностью. Их устойчивость сдвигу от давления грунта и от натяжения швартовов судна обеспечивается силой трения по подошве сооружения. Устойчивость на опрокидывание вокруг внешнего ребра обеспечивается весом самого сооружения. Кроме того, благодаря значительной ширине подошвы, давление на основание невелико, чем и обеспечивается его прочность.

Сквозные (свайные) сооружения устраиваются на отдельных опорах (сваях, сваях-оболочках). В экономическом отношении они становятся выгодными с увеличением глубин и, особенно, при слабых грунтах основания, когда применение гравитационных сооружений значительно удо-рожает строительство. Их вес невелик и устойчивость подобных сооружений обеспечивается сопротивлением грунта, в который погружены сваи и сваи-оболочки.

Сплошные тонкостенные конструкции (больверки) имеют также как и гравитационные, сплошную лицевую (рань. Стенка возводится из погружаемых в грунт дна вплотную друг к другу металлических или железобетонных. Из-за сравнительно небольшого веса их устойчивость на сдвиг обеспечивается сопротивлением грунта по заглубленной части стенки, а сама стенка от опрокидывания удерживается анкерными тягами.

Комбинированные причальные сооружения сочетают в себе свойства как гравитационных, так и сквозных конструкций. При больших диаметрах опор (например, в виде погруженных в грунт железобетонных оболочек-колодцев) устойчивость их сдвигу и опрокидыванию обеспечивается совместным действием сил трения и отпора грунта.

3. Влияние субъективных факторов на БЭС

Безопасная эксплуатация судов (БЭС) во многом зависит от функциональной эффективности их экипажей, которая, в свою очередь, обусловлена следующими субъективными факторами:

- профессиональным уровнем моряков;

- уровнем произволе! венной дисциплины;

- психофизиологичсским состоянием членов экипажей судов.

Как показывает статистика аварийности мирового флота, 60-80% всех несчастных случаев с судами происходит вследствие человеческого фактора и ошибок членов судовых экипажей, лоцманов и береговых управленцев Так, например, субъективные факторы находятся в основе таких крупных катастроф, как гибель пассажирского лайиери «Адмирал Нахимов», парома

Херальд оф Фриэ Энтерпрайз», посадка на мель танкера «ЭкссонВалдиз» и т.д, Расследование аварийных случаев с судами показывает, что они происходят не только из-за ошибок и упущений моряков, но также лоцманов, персонала и береговых подразделений, осуществляющих и обеспечивающих безопасную эксплуатацию этих судов (управленцы

компаний, диспетчеры, гидрографы, метеорологи и т.д.).

Вместе с тем решающая роль в обеспечении безопасности судна при-надлежит его экипажу и, в первую очередь, командному составу. Специфика работы экипажа заключается в том, что, будучи завершающим звеном системы морского флота, он испытывает на себе все недостатки организации эксплуатации и управления флотом, а также функциональных систем морского транспорта, все отрицательные воздействия внешних условий. Вся тяжесть создающихся из-за этих недостатков сложных и аварийных ситуаций приходится на долю экипажа.

Анализ аналогичных аварийных ситуаций показывает, что часто их ис- ход зависит от субъективных факторов. Это в основном обусловлено различным уровнем функциональной эффективности судовых экипажей, который определяется вышеперечисленными субъективными факторами, исходя из личностных качеств каждого члена экипажа (квалификации, подготовки к действиям в экстремальных условиях, организованности, деловитости и дисциплинированности). Именно этим при прочих равных условиях можно объяснить резкое различие в техническом состоянии судов одной и той же серии, работающих в аналогичных условиях, но имеющих существенно отличающиеся показатели по затратам времени и средств на ремонт, а также количество аварийных случаев с судами и последствия аварийных случаев по техническим причинам. Сравнительные статистические данные по морским судам с классом Регистра за три последних пятилетия показывают, что количество аварийных случаев, произошедших по техническим причинам, нарастает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: