Профессиональная педагогика: сущность, структура

РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИКА»

Что такое профессионально-педагогическая деятельность? Какова её сущность и содержание? Что является целью ППД? В чем заключается особенность педагогической деятельности? Какие существуют классификации ПД, и что каждая из них включает в себя? На эти вопросы необходимо найти точно сформулированный ответ.

Сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность - один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики.[5]

Сама деятельность подразумевает активность. Педагогическая же деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человеческих знаний, опыта, культуры и создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе. [2]

Одна из важнейших характеристик педагогической деятельности – ее совместный характер: она обязательно предполагает педагога и того, кого он учит, воспитывает, развивает. Эта деятельность не может быть деятельностью только «для себя». Ее сущность – в переходе деятельности «для себя» в деятельность «для другого», «для других». В этой деятельности соединяются самореализация педагога и его целенаправленное участие в изменении обучаемого (уровня его обученности, воспитанности, развития).

Если педагогическую деятельность осуществляет педагог – специально подготовленный к этому делу человек, – то эта деятельность называется профессиональная педагогическая деятельность. Если педагогическую деятельность осуществляют люди без специальной подготовки, то она называется общепедагогическая деятельность. [3]

Целью любой профессиональной деятельности выступает производство общественно ценного продукта. Педагогическая деятельность направлена на обучение, воспитание и развитие учащихся. Профессионально-педагогическая деятельность - это интегративная деятельность, включающая психологический, педагогический и производственно-технологический компоненты. Существуют многочисленные классификации деятельности, в основу которых положены ее различные признаки. В связи с этим выделяют духовную и практическую, репродуктивную и творческую, индивидуальную и коллективную, профессиональную деятельность.[2]

Педагогическая деятельность - это совокупность множества взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность. Она обязательно предполагает взаимодействие элементов. Так, Н. В. Кузьмина, вводя понятие педагогической системы, выделяет не только ее структурные составляющие, но и функциональные компоненты педагогической деятельности. В рамках этой модели выявляется пять структурных составляющих:

1) субъект педагогического воздействия;

2) объект педагогического воздействия;

3) предмет их совместной деятельности;

4) цели обучения и

5) средства педагогической коммуникации.

Указанные компоненты составляют систему. Если убрать один из них - и сама педагогическая система тут же ликвидируется. [2]

В психологии деятельность понимают как многоуровневую систему, компонентом которой являются цель, мотивы, действия и результат (А.Н. Леонтьев). Центральное место в анализе деятельности занимают мотивы и цель.

Цель — осознанный желаемый результат. Цель педагогической деятельности разрабатывается и формируется как отражение социально-культурного развития в обществе с учетом духовных и природных возможностей личности и запросов общества в квалифицированных специалистах. В ней заключены интересы и потребности различных социальных и этнических групп и общества в целом, с одной стороны, и потребности, интересы и стремления отдельной личности - с другой.

Основной целью профессионально-педагогической деятельности выступает обучение профессии и профессиональное развитие обучаемых. В качестве основных объектов педагогической деятельности выделяют:

1) воспитательную среду,

2) деятельность воспитанников,

3) воспитательный коллектив и

4) индивидуальные особенности воспитанников.

Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как:

1) формирование воспитательной среды,

2) организация деятельности воспитанников,

3) создание воспитательного коллектива,

4) развитие индивидуальности личности.

В ходе профессионально-педагогической деятельности функционируют 2 типа отношений: субъектно-объектные, обусловленные отношениями педагога к средству, предмету педагогического воздействия, и субъектно-субъектные, возникающие между педагогами и учащимися в процессе педагогического взаимодействия.

Особенностью педагогической деятельности является то, что вектор «мотив-цель» в совместной деятельности и для педагогов, и для учащихся одинаков. Но для каждого участника (субъекта совместной деятельности) он индивидуален, т.е. мотивы участников совместной деятельности (педагогов и учащихся) различны. Мотивы, в данном случае, выступают в качестве тех личностных оснований, которые придают педагогической деятельности индивидуальный характер. Таким образом, цели совместной педагогической деятельности совпадают, мотивы же различны и индивидуальны.

Реализация цели педагогического взаимодействия касается применения средств и способов взаимодействия с учащимися, опираясь на имеющиеся знания, педагог теоретически соотносит средства и предполагаемый результат своего действия. Специфической особенностью педагогических задач является то, что их решение практически никогда не лежит на поверхности. Отбирая способы (приемы, методы) решения педагогических задач, преподаватель должен ориентироваться на индивидуальные свойства и черты отдельного ученика, учитывать особенности межличностных отношений в коллективе, оснащенность и время протекания педагогического процесса, следует включать как прямые, так и косвенные способы педагогического воздействия. Выбор и применение средств и способов педагогического действия во многом зависит от личности учителя и его профессионализма. [2]

Н.В. Кузьмина выделила три взаимосвязанных компонента в структуре педагогической деятельности: конструктивный, организаторский и коммуникативный, которые определяют функциональные виды педагогической деятельности.

Конструктивная деятельность заключается в умении спланировать педагогическую деятельность. Конструктивная деятельность делится на:

1) конструктивно-содержательную (отбор, планирование и построение содержания процесса обучения и воспитания),

2) конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и

3) конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы учебно-воспитательного процесса: учебники, наглядные пособия, технические средства, спортивный инвентарь и др.).

Конструктивный компонент педагогической деятельности включает в себя аналитическую, прогностическую и проективную функции.

Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Организаторский компонент педагогической деятельности включает в себя функции:

1) информационную,

2) развивающую,

3) ориентационную и мобилизационную

4) и исследовательскую.

Коммуникативная деятельность направлена на установление отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами образовательной организации, представителями общественности, родителями. Коммуникативный компонент педагогической деятельности представлен следующими функциями:

1) перцептивной, связанной с умением педагога проникать во внутренний мир другого человека,

2) собственно-коммуникативной, направленной на установление педагогически целесообразных отношений с участниками педагогического процесса, и

3) коммуникативно-операционной, предполагающей активное использование педагогом средств педагогического общения, педагогической техники.

Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи. Она позволяет учителю своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планировавшимся задачам. [4]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: