Формирование характера в младшем школьном возрасте

Характер - это совокупность устойчивых индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в жизнедеятельности, поведении человека в виде его отношения к окружающим людям, к самому себе, к деятельности, другим различным обстоятельствам бытия и т.п.

В характере выражается отношение субъекта к явлениям общественно-трудовой, личной жизни.

Характер формирует индивидуальный стиль поведения человека. Зная характер индивида, легче прогнозировать его поведение в любых, самых неожиданных обстоятельствах.

Черты характера. Условно их можно сгруппировать следующим образом:

а) черты характера, в которых отражается отношение человека к другим людям (к родным, близким, знакомым и незнакомым, к лицам противоположного пола, к людям, которые к нему относятся хорошо или настроены враждебно), к различным формальным и неформальным группам. (доброжелательность, отзывчивость, общительность, напротив, высокомерие, зависть и др.)

б) черты характера, в которых проявляется отношение человека к самому себе (своему социальному статусу, своей внешности, собственному здоровью и т.п.); по тому, как человек относится к себе, можно сказать и о его отношении к окружающим. (скромность, отзывчивость, альтруизм, эгоизм, высокомерие, самолюбие, тщеславие и т.д.)

в) черты характера, выражающие отношение к работе, служебной, профессиональной деятельности (трудолюбие, добросовестность, аккуратность, леность, безответственность и т.п.).

г) черты характера, в которых отражается отношение к материальным ценностям, собственному благополучию (щедрость, жадность, корыстолюбие, бережливость и некоторые другие).

Сферы проявления черт характера:

1. Социальная; 2. Деятельность; 3. Общение.

Структура характера человека разделяется на основные (ведущие) черты характера, которые задают общее направление в развитии всего комплекса проявлений, и также на второстепенные, которые определяются основными чертами.

Акцентуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной — от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни — психопатии.

Биологические и социальные предпосылки определяющие формирование характера в младшем школьном возрасте. Характер не является врожденным, он формируется под воздействием условий жизни и целенаправленного воспитания. Кое-что в характере является и врожденным - именно те черты, которые связаны с темпераментом. В формировании характера решающее значение имеют первые 7-8 лет, дошкольный и младший школьный возраст, когда закладывается основа характера человека.

На формирование характера оказывают влияние в первую очередь условия жизни ребенка, та среда, в которой человек растет и взрослеет, «дух» общества, его мораль и ценностные ориентации. Каналами этого влияния служат общение со взрослыми и сверстниками, книги, радио, телевидение, обычаи, традиции и пр.

Очень серьезное влияние на формирование характера оказывают семейные условия, отношения в семье. Домашнее воспитание имеет решающее значение для формирования характера ребенка.

Характер формируется в деятельности. Характер ребенка приобретет свое качественное своеобразие в последовательно ведущих для него видах деятельности - в игре, учебе, труде.

Черты характера формируются при повторении форм поведения в жизни и деятельности. А.С. Макаренко подчеркивал, что очень важно постоянно упражнять детей в правильном поступке, «организовывать... гимнастику поведения», закреплять правильные формы поведения.

Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности.

С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок сталкивается с рядом новых и строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах.

Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом класса, школы, чувство товарищества, коллективизм.

Первостепенное значение в формировании характера имеет организация личного опыта ребенка, способствующего образованию устойчивых привычек поведения и деятельности.

На воспитание характера детей влияют личный пример учителя, его поступки, отношение к детям и своей деятельности.

Большое значение имеют простейшие виды доступной ребёнку трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребёнок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело.

Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребёнка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребёнок приучается давать оценку собственному поведению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: