Структура педагогического взаимодействия

Внутренняя основа педагогического взаимодействия – это педагогическое отношение: чувства, образы, мысли, которые вызывают у учителя ученики, и вообще собственная его педагогическая деятельность. Итак, чувства, образы и мысли. На первом месте в педагогическом отношении, или, иначе, отношении педагога к детям, к ученикам, конечно, эмоциональные переживания. Можно представить себе отношение человека к человеку, а значит, и отношения между учителем и учеником как ось, где на верхнем полюсе + – любовь, а на нижнем – холодном – ненависть, а посередине 0.

В педагогическом отношении представлен и наглядный образ ученика, его обобщенный портрет.

Наконец, третья составная педагогического отношения – мысли об ученике, суждения о нем. Особенно важны для формирования взаимоотношений между учителем и учеником те словесные комментарии, которыми сопровождаются все эпизоды их взаимодействия; комментарии при оценивании, реплики, случайные замечания.

В психолого-педагогической литературе выделяют несколько типов взаимодействия, в которые вступает педагог. Вот наиболее важные из них:

УЧИТЕЛЬ – Я, УЧИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК, УЧИТЕЛЬ – ГРУППА УЧАЩИХСЯ,

УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ, УЧИТЕЛЬ – РОДИТЕЛЬ.

С педагогических позиций социальную перцепцию следует рассматривать как способность педагога уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка его внутренний мир. А это возможно, если педагог способен к эмпатии «эмоциональной сопричастности», т. е. отображению внутреннего мира человека, его чувств, переживаний, мыслей. Необходимо уметь становиться на точку зрения воспитанника, предвидеть возможные трудности в его деятельности, понимать, как он воспринимает определенную ситуацию.

Успеху в социально-перцептивной деятельности способствует интерес к познаваемому объекту. Психологическая и социально-психологическая наблюдательность позволяет выявить намечающиеся тенденции в развитии личности и познавательной сфере ребенка, определить характер тип как отдельного воспитанника, так и группы в целом, провести необходимую корректировку и определить эффективность использованных в работе методов, приемов.

СВ. Кондратьева, раскрывая структуру социально-перцептивных способностей, выделяет среди них такие умения: применять теоретические знания в области психологии в практике изучения личности конкретного ребенка, оценивать ученика объективно, независимо от его успеваемости и поведения в определенных жизненных ситуациях, преодолевать его негативные стереотипы и установки, оценивать личность в целом на основе анализа отдельных поступков.

Изучение перцептивного компонента педагога осуществляется в двух направлениях:

1) исследование социальной перцепции в зависимости от способностей самого педагога;

2) в зависимости от способностей познаваемого ученика.

В условиях гуманистически ориентированного воспитания каждый педагог должен стремиться к организации воспитания на основе взаимодействия. Такими путями развития являются: организация совместной деятельности; объективность и всесторонняя информированность друг о друге участников взаимодействия; овладение способами организации совместной деятельности и общения (психологическая, теоретическая и практическая подготовка).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: