Кадровый менеджмент как процесс воздействия субъекта управления на управляемый объект осуществляется с помощью методов управления. Слово «метод» происходит от греч. «methodos», что означает «способ или образ практического осуществления чего-нибудь». В литературе по менеджменту наряду с понятием «метод» нередко используются категории «техника», «прием», «инструмент», которые считаются равнозначными и взаимозаменяемыми.
Методы управления персоналом – способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Они, как правило, носят объективный характер вследствие того, что являются средством практической реализации требований объективных законов и принципов управления. Применение этих методов в деятельности конкретного субъекта управления носит субъективный характер, так как определяется знаниями и способностями людей, занятых в управлении.
Наука и практика менеджмента выработали три группы методов управления персоналом: организационно-распорядительные (административные), экономические и социально-психологические (рисунок 3).
|
|
Рисунок 3 – Система методов управления персоналом в организации
Источник: [85, c. 433].
Организационно-распорядительные (административные) методы разделяются на организационные и распорядительные. Первые из них включают формирование организационных структур управления; установление административных норм и нормативов; разработку положений, правил внутреннего распорядка, должностных обязанностей, стандартов предприятия.
Распорядительные методы базируются на поощрении за образцовое выполнение должностных обязанностей (объявление благодарности, премирование, награждение ценным подарком или Почетной грамотой, представление к государственным наградам) и санкциях, заключающихся в установлении дисциплинарной ответственности (замечания, выговоры, строгие выговоры, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение). Для этой группы методов характерны: конкретная адресность; требование обязательного и точного исполнения; отсутствие полной и непосредственной ориентации на экономические интересы персонала как объекта управления; соответствие трудовому законодательству, актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
Реализуются данные методы путем прямого воздействия субъекта управления на объект управления. Воздействие может осуществляться на основе заключенных договоров (контрактов), через административные приказы и распоряжения, положения, правила, нормативы и другие документы, регламентирующие деятельность персонала, его четкую работу, обеспечивающие надлежащую дисциплину и ответственность. Формы и масштабы применения административных методов определяются задачами субъекта управления, его квалификацией.
|
|
Экономические методыосновываются на использовании стимулов, побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений. Это методы косвенного воздействия на объект управления, для которых характерны: учет экономических интересов персонала (индивидов, групп, коллектива); самостоятельность субъектов управления на всех уровнях при одновременном возложении на них ответственности за принимаемые решения и их последствия; побуждение к подготовке альтернативных решений и выбору из них наиболее соответствующих интересам коллектива и отдельных работников.
К экономическим рычагам воздействия на персонал относят: оплату труда, материальное поощрение работников, участие их в прибыли.
Экономические методы считаются очень перспективными и востребованными в условиях становления рыночных отношений, так как именно они должны обеспечить нормальные условия для функционирования и развития хозяйствующих субъектов. При умелом использовании экономических методов субъект управления в реализации своих задач легче преодолевает инертность, обусловленную отсутствием соответствующей экономической заинтересованности. Кроме того, усиливается самоконтроль сотрудников организации, сокращается число звеньев управления, ускоряется процесс принятия и реализации управленческих решений, обеспечивается требуемая оперативность управления, а в целом – повышается качество управления.
В кадровом менеджменте главными являются руководство людьми, регулирование отношений между ними. Это требует применения социально-психологических методов управления,которые так же, как и экономические, относятся к косвенным методам воздействия на персонал. Они ориентированы на нематериальные интересы людей и связаны с самоутверждением и самовыражением человека в коллективе, с его стремлением получить моральное удовлетворение в труде. Разделяются методы на социальные и психологические.
Под социальными методами управления понимают конкретные способы и приемы воздействия на социальные процессы формирования и развития коллектива: убеждение, социальное нормирование, социальное регулирование, моральное стимулирование, широкое информирование руководителем работников, а также методы управления группами и индивидуаль-но-личностным поведением.
Под психологическими методами управления понимают способы, приемы воздействия на регулирование отношений между людьми посредством создания оптимального социально-психологического климата как проявления группового сознания в виде группового настроения, групповых мнений и суждений. В качестве психологических используются методы комплектования команд и коллективов, гуманизации труда, психологического побуждения, профотбора и обучения.
Использование социально-психологических методов в управлении персоналом чрезвычайно важно. Они широко применяются в передовых компаниях мира и дают превосходный результат. Однако их использование требует серьезной психологической подготовки менеджеров, которая пока отсутствует в отечественной практике.
Деление методов на организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические и другие в известной мере условно, так как абсолютно четко обособить каждый из них невозможно. Эти группы взаимосвязаны и имеют много общих черт. Руководители и специалисты по управлению персоналом чаще всего пользуются совокупностью методов, в наибольшей мере отвечающей особенностям поставленных задач. Управленческая практика показывает, что нередко эффективные методы, применяемые в одной ситуации, оказываются совершенно бессмысленными в другой.
|
|
Применение различных методов управления на практике – важная и сложная задача. Для ее решения необходимы не только глубокие и всесторонние знания, но и интуиция, опыт, организаторский талант, учет особенностей управляемой системы. Важнейшей отличительной чертой создания рыночной экономики и соответствующей ей системы менеджмента является переход от преимущественно административных методов к усилению роли экономических методов управления и социально-психологических методов.
Совокупность применяемых на практике методов воздействия на персонал организации представляет собой механизм управления персоналом организации.Исторически сложились два подхода к формированию механизма воздействия на персонал. Первый – рационалистический (жесткий) базируется на использовании в основном административных методов. В структуре организационных отношений преобладают формальные отношения. Основателем подхода считается Ф. У. Тейлор. Подход соответствует «авторитарной» модели управления. Второй – поведенческий (мягкий) основан на воздействии на персонал преимущественно экономическими и социально-психологическими методами. В структуре организационных отношений преобладают неформальные отношения. Подход соответствует «экономической» и «новой» моделям управления.
Контрольные вопросы
1 Какие классические принципы управления существуют?
2 Что представляют собой методы управления?
3 Какие группы методов применяются в управлении персоналом?
ТЕМА 9 РУКОВОДИТЕЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
ПЕРСОНАЛОМ