Закономерности – это объективно существующие связи задач образования и соц. явлений. Пед. З. имеют свою специфику. Они отражают взаимосвязь 3х элементов процесса обучения – преподавание, обучение, содержание образования.
Принцип по опред. Харламова – это основные положения, определяющие содержания, оргнизации, формы и методы учебной работы школ. Он считал, что П. это основополагающие требования к организации учебного процесса. Первая попытка классифицировать принципы обуч. принадлежит Коменскому. У него ведущий принцип – природосообразности. Большое вним. уделял П. обуч. и Ушинский. В его классиф. отдается предпочтение принципу наглядности.
Принципы: связь теории с практикой, научности, систематичности, сознательности, активности, наглядности, индивидуализации обучения, доступности и прочности.
Подласый считал, что дидактические принципы (принципы дидактики) — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Основным считал связь теории и практики.
|
|
Принцип наглядности в обучении, его развитие Я.А. Коменским, К.Д. Ушинским и др. Особенности использования принципа наглядности в начальных классах. Классификация наглядных средств обучения.
Принцип Наглядности Коменский провозгласил «золотым правилом дидактики»
Роль наглядности заключается 1. в установлении внимания учащихся 2. В лучшем восприятии содержания учебного материала 3. Более эффектив. закреплению учебного материала. Реализуется через использование наглядных пособий.
Существ. 2 группы нагляд. пособий. 1. Предметно- образные (натуральные(грберий) и объемные(Чучела)) 2. Знаковые (образно знаковые, условно – знаковые(карты,таблицы).
Принцип наглядности обучения предполагает прежде всего усвоение
учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и
явлениями, путем их чувственного восприятия.
По мн. К.Д. Ушинского наглядное обучение – это обучение, кот. основывается на конкретных образах, непосред-но воспринимаемых школ-ми. Из всех средств наглядности Ушин. большую роль отводит картине. Он говорит, что если связывать слова с картинками, ребенок их быстро запомнит.
Наглядные пособия могут служить осн. источником знания (описание картины), или могут выполнять второстепенную роль (счетный материал, или иллюстрация).
Требования к использовании наглядных пособий:
1. Учет возрастных особенностей 2. Учет знаний и общ. уровня разв. детей 3. Эстетичность и удобство в использовании 4. Чувство меры (3-7 штук)
Проблема дифференциации и индивидуализации обучения учащихся младшего школьного возраста. Личностно ориентированный образовательный процесс, технологии его реализации в начальной школе.
|
|
Дифференциация – по Инге Унт – это учет индив. особенностей учащихся в той форме, когда они группируются на основании к- либо особенностей для отдельного обучения.
Индивидуализация – по Инге Унт - это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.
Если мы будем учитывать принцип индивидуализации, то мы должны пересмотреть свое отношение к ребенку (как к субъекту, способному инициировать свою деят-ть) – ребенок может высказывать свои желания. Человек свободен до того, как его действия не мешают другому.
1. Реб. –ценность – отказываемся от оценочных суждений (хорошо- плохо)
2. Реб – уникальность – имеет право на поведение, отличное от других
3. Реб – непредсказуем в поступках – его индивидуальный выбор
Как субъект: сравниваем реб. с самим собой, использовать многомерный характер измерения (не 1 качество), отказ от оценочных суждений (низкий –высокий. средний)
4. Если реб. плох на выходе – это плох не реб., а система образования
Личностно ориентированный подход – это система взаимосвязанных понятий, идей, способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.
Наиболее значимые принципы личностно- ориентированного обучения являются:
- использование субъектного опыта ребенка
-предоставления свободы выбора при выполнении заданий, решений задач, стимулирование к самостоятельному выбору
-реализация детского творчества
-информационная база урока- развивающая, роль педагога заключается в создании условий, чтобы дать каждому ребенку проявить себя.
На уроках с личностно – ориентированным подходом необходимо обеспечивать ориентир на самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося. На каждом уроке создается проблемная ситуация.
- происходит выявление и учет склонностей в процессе обучения (детям очень нравятся творческие работы, нарисовать, придумать, сочинить, выучить стих)
- используются дидактические материалы, варьирующие для учащихся с разной успеваемостью
Одна из причин нежелания учиться заключается в том, что ученику со слабыми способностями предлагаются задания, к которым он еще не готов, не может справиться, а ученик с хорошими способностями, быстро справляясь с заданием, скучает. Хорошо если у ребенка есть возможность выбора заданий по своим силам. Для этого используется по уровневые задания с разной степенью сложности. Задания составлены так. что к достижению единой цели учащиеся идут разными путями.