Вопросы для обсуждения
1. Проблема психического развития в процессе обучения.
2. Соотношение обучения и развития (Э. Торндайк, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский).
3. Учение Л.С. Выготского о зонах психического развития.
4. Понятие развивающего обучения.
5. Сравнительный анализ традиционной и развивающей систем обучения.
6. Современные отечественные модели обучения.
7. Теория развивающего обучения Л.В. Занкова.
8. Теория развивающего обучения В.В. Давыдова.
9. Психологические основы дифференциации обучения.
10. Роль педагога в организации и развитии учебно-познавательной деятельности учащихся.
Вопросы и задания для самоконтроля
1.Что понимается под образовательными технологиями?
2. Какие образовательные технологии наиболее распространены?
3. Что такое развитие и как оно связано (соотносится) с обучением?
4. Что такое «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития»? Кто автор этих понятий?
5. Почему обучение, учение и развитие рассматривается одновременно?
6. Какие принципы лежат в обучении, основанном на теории
|
|
Л.В. Занкова?
7. В чем сущность развивающего обучения В.В. Давыдова?
Практические задания
1. Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.
2. Составьте сравнительную таблицу, отражающую различные точки зрения ученых относительно развивающего обучения. Укажите достоинства и недостатки этих теорий.
3. Составьте проблемные вопросы и задачи по теме «Психологические основы образовательных технологий».
4. Разработайте конспект фрагмента урока психологии в рамках одной из теорий развивающего обучения.
5. Проанализируйте учебники, разработанные на основе теории Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина / В.В. Давыдова с целью проверить полноту реализации в них основных теоретических аспектов.
Темы докладов и рефератов
1. Психологические проблемы развивающего обучения.
2. Психологические проблемы использования компьютеров в учебном процессе.
3. Особенности раннего обучения иностранным языкам.
Темы для презентаций
1. Особенности раннего развития ребенка.
2. Программированное обучение: вчерашний и завтрашний день.
3. Особенности использования знаково-контекстного обучения в школе и вузе.
Литература
1. Бабаева, Ю.Д. Одаренный ребенок за компьютером / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский. – М., 2003.
2. Боно, Э. Серьезное творческое мышление / Э. Боно. – Минск, 2005.
3. Волочков, А.А. Учебная активность: понятие, структура, измерение / А.А. Волочков // Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра РАО. – 2002. – № 4(6). – С. 97 – 114.
|
|
4. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка / П.Я. Гальперин // Педагогическая психология: хрестоматия; сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носов, О.Н. Щепелина. – СПб., 2006. – С. 39 – 45.
5. Гордеева, А.В. Увлеченность компьютерными играми – психологический аспект / А.В. Гордеева. – М., 2000.
6. Гэймон, Д. Эффективная работа мозга / Д. Гэймон, А. Брэгдон. – М., 2002.
7. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М., 2006.
8. Занков, Л.В. Обучение и развитие / Л.В. Занков. – М., 2005.
9. Монтессори, М. Помоги мне это сделать самому / М. Монтессори. – М., 2002.
10. Спиридонов, В.Ф. Психология мышления: решение задач и проблем: учеб. пособие / В.Ф. Спиридонов. – М., 2006.
18. Тамберг, Ю.Г. Как научить ребенка думать / Ю.Г. Тамберг. – Ростов н/Д., 2007.
19. Эренберг, М. Развитие возможностей интеллекта / М. Эренберг. – Минск, 2004.
20. trepsy.net
21. www.planetapsy.ru
22. Psyberia.ru