Структура проблемного урока

Этапы и проведения проблемного урока (по М.И. Махмутову):

1) возникновение проблемной ситуации и постановка учебной проблемы (5-10 мин.);

2) выдвижение предложений и обоснование гипотезы по разрешению учебной проблемы (5-15 мин.);

3) доказательство гипотезы (10-15 мин.);

4) проверка правильности решения учебной проблемы.

Примерная структура проблемного урока:

1) актуализация прежних знаний – подготовка к восприятию нового материала;

2) усвоение новых знаний и способов действий – на этом этапе создается проблемная ситуация, определяется проблемная задача, выдвигаются гипотезы ее разрешения, доказательство гипотез, проверка решения;

3) формирование умений и навыков, способов мышления и деятельности посредством применения знаний, полученных в результате разрешения проблемы.

Условия эффективности реализации проблемного обучения

Выделяются четыре главных условия проблемного обучения:

– обеспечение достаточной мотивации учащихся, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;

– обеспечение посильности работы учащихся с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);

– значимость для обучаемого информации, получаемой при решении проблемы;

– необходимость диалогического, доброжелательного общения с учащимися, когда с вниманием и поощрением относятся к различным точкам зрения, гипотезам, предложениям, высказываемым учениками.

Не каждый учебный материал подходит для проблемного изложения. Проблемные ситуации легко создавать при ознакомлении учащихся с историей предмета науки. Гипотезы решения, новые научные данные, кризис традиционных представлений, поиски новых подходов к проблеме – вот далеко не полный перечень тем, подходящих для проблемного изложения. Овладение логикой поиска через историю открытий – один из перспективных путей формирования проблемного мышления. Успешность перестройки обучения с традиционного на проблемное зависит от «уровня проблемности», который определяется следующими факторами:

– степенью сложности проблемы – выводимой из соотношений известного и неизвестного учеников в рамках данной проблемы;

– долей творческого участия обучаемых в разрешении проблемы при сочетании коллективных и индивидуальных форм обучения.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Раскройте сущность проблемное обучения?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: