При изложении проблемы психологического обеспечения безопасности нисколько не отрицается необходимость деятельности в техническом отношении. Данные, полученные исследователями проблемы безопасности в агропромышленном комплексе, показали, что внедрение безопасных технологий и средств механизации позволяет сократить производственный травматизм до 50% (Шкрабак В.С. и др.) Анализируя недостатки в инженерном обеспечении безопасности о Ленинградской и Ярославской областях, отмечаются основные пути совершенствования.
Наиболее эффективным является разработка проблем безопасности на стадии обоснования и проектирования. Существенным недостатком является отсутствие соответствующих требований безопасности труда и жизнедеятельности, а также отсутствие нормативно-технической базы сертификации технологий и средств электромеханизацин, низкая эффективность научных разработок и недостаточное использование отечественных и зарубежных исследований.
По данным научной школы академика В. С. Шкрабака разрабатывается ряд технических решений по обеспечению профилактики травматизма в технологиях сцепки и расцепки машин, предупреждения опрокидывания, придавливания грузовыми платформами самосвалов и прицепов, самопроизвольного скатывания машин, падения при выходе из кабин и посадке в них, повреждения при раздаче кормов, их приготовлении, протравлении семян, безопасность послеуборочной обработки зерна и многие другие.
Инженерно-технические, проблемы актуальны для всех видов промышленности, а том числе и агропромышленных производств.
Ежегодно в хозяйствах и предприятиях системы МСХП РФ погибает свыше 15 тыс. человек, из них более 3 тыс. – на производстве, более 4,5 тыс. в дорожно-транспортных происшествиях, около 7 тыс. сельских жителей тонут в воде и более 1 тыс. погибает в огне. Много летальных травм происходит в быту. Около 180 тыс. человек получают на производстве травмы различной тяжести. В связи со стойкой утратой трудоспособности и выходом на инвалидность из сферы агропромышленного производства ежегодно выбывает более 75 тыс. работников трудоспособного возраста, общая численность которых в настоящее время приближается к 1 млн. человек. По причинам травм, заболеваний и других обстоятельств, связанных с условиями труда и быта в сельском хозяйстве, ежедневно на работу не выходит свыше 450 тыс. человек; из-за травм на производстве и различных заболеваний ежегодно теряется свыше 125 млн. рабочих дней. Кроме того, ежегодно в с.-х. производстве России происходит около 37 тыс. пожаров, где уничтожается около 7 тыс. строений, 2 тыс. автотракторной и другой техники, 42 тыс. голов скота, 12 тыс. т. зерна и технических культур. Годовые материальные последствия от травматизма и заболеваний (в ценах 1992 г.) составили 450 млрд. руб. (прямой ущерб +стоимость недополученной продукции) [2].
Анализ смертельных несчастных случаев по отраслям производства за 1992 г. показывает, что около 22% от общего числа их происходит в растениеводстве, 21,1% – в животноводстве, 15,1% – в строительстве и на лесозаготовках, 2,6% – в пищевой промышленности, 1,2% – в мясомолочной промышленности, 0,2% – в плодоовощной, 1,6% – на предприятиях и в организациях агрохимии, 16,5% – при выполнении транспортных работ, 12,3% – при ремонте и техническом обслуживании машин и оборудования, 1,8% – в жилищно-коммунальном хозяйстве. Кроме того, 24 человека погибли в крестьянских хозяйствах.
По данным работы [3, 4] в с.-х. производстве России занято около 10 млн. человек трудоспособного населения, которыми производится около 30% национального дохода. При этом уровень травматизма почти в2 раза выше, чем по народному хозяйству в целом. Наибольшее число несчастных случаев, как видно из табл. 1, связано с эксплуатацией и ремонтом с.-х. техники.
Т а б л и ц а 1.Причины производственного травматизма
с летальным исходам в сельскохозяйственном производстве
Российской Федерации [4]
ПРИЧИНА | Вес причины, % по годам наблюдения | |
Опрокидывание | 12,7 | 8,2 |
Нарушение в зоне маневрирования | 11,7 | 9,2 |
Нарушение ПТЭ и ПТБ | 10,3 | 8,2 |
Нарушение ПДД | 8,8 | 19,5 |
Падение с высоты | 5,9 | 3,6 |
Отсутствие и неисправность ограждений | 5,4 | 6,5 |
Нарушение ПТБ при обслуживании быков-производителей | 4,6 | 3,2 |
Нарушение дисциплины | 3,2 | 2,5 |
Удары предметами | 2,8 | 4,7 |
Неумелое обращение с лошадьми | 2,8 | 1,5 |
Перевозка людей в прицепах | 2,6 | 0,4 |
Техническая неисправность | 2,3 | 1,2 |
Очистка и регулировка при работе агрегатов | 2,1 | 1.9 |
Нарушение правил пожарной безопасности | 2,1 | 0,5 |
Работа без правил | 2,1 | 2,3 |
Отсутствие мест для отдыха в поле | 2,1 | 1,6 |
Нарушение ПТБ при заготовке леса | 2,0 | 3,0 |
Нарушение правил эксплуатации котлов | 1,9 | 1,3 |
Отравление | 1.9 | 1,4 |
Запуск двигателя при включенной КПП | 1,8 | 3,9 |
Неумелые действия при грозе | 1,7 | 2,4 |
Нарушение ПТБ на ледовых переправах | 1,2 | 1,2 |
Нарушение ПТБ на водных переправах | 1,0 | 1,6 |
Обрушение сооружений | 1,0 | 1,7 |
Придавливание платформы | 0,9 | 1,3 |
Отсутствие защитных решеток в бункерах | 0,8 | 1,3 |
Нарушение правил монтажа оборудования | 0,7 | 0,3 |
Нарушение правил проезда переездов | 0,6 | 2,1 |
Убийство | 0,6 | 0,9 |
Воздействие высоких температур | 0,5 | 0,1 |
Отсутствие стандартных подставок | 0,5 | 0,5 |
Отсутствие деревянной лопаты на зерноуборочном комбайне | 0,4 | 0,2 |
Обрушение «козырьков» | 0,4 | 0,8 |
Отсутствие расклинивающего ножа | 0,4 | 0,5 |
Прочие причины | 0,7 | 1,2 |
И т о г о: | ||
в т. ч. Причины, имеющие место при использовании средств механизации | 76,2 | 77,9 |
Анализ приведенных данных показывает, что около 86% травм связано с машинами и агрегатами (на долю трактористов-машинистов приходится 78,9%). При ремонте и техническом обслуживании техники травмоисточиики и профессии соотносятся так: тракторов – 7,3% (из них слесари-ремонтники – 3,1%); картофелеуборочных агрегатов – 10,6%; при работе на машинах и механизмах – 4,2% (из них полеводы – 1,2%); при управлении производственными процессами – 0,84%.
Углубленный анализ травматизма механизаторов в хозяйствах Ленинградской, Брянской, Ярославской и Калининградской областей, а также Белоруссии и Украины показал, что при выполнении технологических процессов, нахождении на агрегате и вождении его произошло 36% всех травм, тогда как на подготовительных, регулировочных операциях и устранении технологических отказов – 53%. Основными травмирующими объектами и факторами колесных тракторов являются подножка и колесо, неустойчивость, сцепное устройство, элементы конструкции двигателя и его систем, кабина; у гусеничных тракторов основными травмирующими объектами являются ходовая часть, кабина, бульдозерная лопата, прицепное устройство; у агрегатируемых машин – прицепное устройство, карданные передачи, борт прицепа, поднятые платформы, стрелы погрузчиков, рабочие органы кормораздатчиков, пресс-подборщиков, косилок, сеялок. Основная травматическая ситуация – захваты и удары движущимися и вращающимися механизмами (картофелеуборочных агрегатов – 77,3%; гусеничных тракторов – 64%; колесных – 52,3%). Нередко имеет место падение с высоты – 15,6%. Транспортные происшествия выражались в наездах и самонаездах при запуске двигателя с включенной передачей в трансмиссии, опрокидывании (12,2%).
На основе анализа многолетних наблюдений [4] установлено, что недопустимо высокая травмоопасность средств механизации в АПК объясняется главным образом отсутствием и неразработанностью блокировок и ограждений и недостаточной их эффективностью. По данным работы [5] распределение несчастных случаев между травмопричинителями следующее: карданные передачи – 54%; ременные передачи – 38%; зубчато-сцепной привод зерновых сеялок – 8%. Выборочный анализ летального травматизма при «наматывании» на карданные валы показал, что всредней полосе России (Курская, Орловская, Тульская, Белгородская области и др.) 24% из них происходит на пресс-подборщике ПС-1,6; 10,4% – на картофелеуборочных агрегатах; 9,6% на разбрасывателях органических удобрений; 6,7% – на подборщиках-копнителях ПК-1,6; 6,2% – на кормораздатчиках КТУ-10.
Приведенные данные, а также данные других работ дают возможность определить перспективы и тенденции направления снижения уровня безопасности операторов с.-х. техники. Из изложенного ясно, что существенная доля травматизма (более половины) связана с с.-х. техникой. Основной причиной высокой травмоопасности ее является неразработанность инженерно-технических методов и средств предотвращения травматизма. В связи с этим авторами в течение последних 18 лет разработано на уровне изобретений ряд инженерно-технических устройств, которые предотвращают возможность травматизма операторов при эксплуатации мобильных средств механизации.
Для предотвращения запуска двигателя при включенной передаче и за этот счет «самонаездов» разработано и испытано с положительными результатами блокировочное устройство, позволяющее запустить двигатель только тогда, когда рычаг переключения передач установлен в положении «нейтраль».
Опрокидывание агрегатов и связанный с этим травматизм (как правило, летальный) предотвращают сеть модификаций разработанных противоопрокидывающих устройств с различными видами приводов, позволяющих либо полностью исключить опрокидывание, либо существенно упростить ситуацию за счет автоматического снижения скорости вплоть до остановки агрегата. Три из таких принципиальных модификаций испытаны в лабораторных условиях и дали положительные результаты.
Выпадение из кабин и салонов мобильных транспортных средств исключают три модификации разработанных предохранительных устройств, которые в соответствии с Правилами дорожного движения не дают возможности начать движение транспортным средствам при открытых дверях кабин и салонов. Такие блокировочные решения актуальны как для тракторов, так и для автомобилей (особенно автобусов). Проверка устройств в лабораторных условиях подтвердила их работоспособность.
Для оценки условий труда операторов в кабинах тракторов, экскаваторов, комбайнов, автомобилей разработано устройство, позволяющее дискретно отбирать пробы воздуха на запыленность из зоны дыхания оператора в течение длительного времени (вплоть до полной рабочей смены). На основе этих результатов делают заключение о соответствии условий труда требованиям ГОСТ по параметру запыленности.
Травмирование (как правило, летальное) в результате «наматывания» на карданные валы предотвращается восемью модификациями блокировочных устройств, которые автоматически предотвращают передачу вращения на карданный вал в случае, если снято ограждение. Передача вращения на карданный вал автоматически восстанавливается только тогда, когда опасную зону закроет ограждение.
Перечисленные выше разработки одобрены научно-техническим советом МСХ РСФСР и рекомендованы в практику.
Кроме названных решений, разработано семь модификаций устройств, исключающих придавливание операторов грузовыми платформами самосвалов, прицепов за счет предотвращения самопроизвольного опускания их, когда в опасной зоне находится оператор. Этими же устройствами исключаются травматические ситуации даже вслучае отказов упора кузовов, разрыва шлангов гидросистем, вырывания посадочных мест опорных частей гидроцилиндра и других аварийных ситуаций.
Травмирование операторов при посадке в кабину и выходе из нее на высокогабаритных тракторах решается противообледенительной конструкцией лестницы, элементы которой практически всегда содержатся в сухом состоянии, предотвращая проскальзывание и травмы верхних и нижних конечностей, поясницы, лицевой части, груди.
Аварии за счет предотвращения самопроизвольного скатывания тракторов и автомобилей (особенно с прицепами) в условиях неровного рельефа местности при неумелом маневрировании при сложных дорожных условиях предотвращаются разработанными противоскатными устройствами, автоматически включающимися в работу в случае возникновения предаварийных ситуаций. Три разработанных модификации таких устройств вполне решают проблему и позволяют избежать «складывание» агрегатов, столкновение с движущимися агрегатами, опрокидывание, сползание с обрыва и др.
Аварии, связанные с засыпанием водителя транспортных средств за рулем, исключаются тем, что разработанные две модификации устройств автоматически предотвращают засыпание и вынуждают его сойти с дороги и останавливаться для отдыха.
Разработаны методы и средства, исключающие травмирование операторов кормораздатчиков на фермах и комплексах; две модификации предложенных устройств в предаварийных ситуациях автоматически останавливают движение механизмов до тех пор, пока оператор будет находиться в опасной зоне. Испытание устройства подтвердило их работоспособность.
Гибель людей от засыпания их зерном в механизмах пунктов послеуборочной обработки зерна исключается за счет предложенного метода и трех модификаций устройств, исключающих создание ситуаций, вынуждающих операторов проникать в опасную зону. Испытание разработанных методов и средств позволило подтвердить функциональную работоспособность их.
Гибель людей в люках и жижесборниках на фермах и комплексах исключают разработанные методы и две модификации устройств, создающих приемлемую для организма среду обитания. Это позволяет человеку выполнить необходимые работы по очистке или обслуживанию установленного в люках и жижесборниках оборудования без ущерба для здоровья и жизни.
Оперативный анализ наличия и концентрации вредностей в воздухе рабочей зоны осуществляется с использованием разработанного устройства, которое с положительными результатами испытано в условиях ферм и комплексов.
Разработано также две модификации устройств, исключающих травмирование работников промышленного птицеводства путем автоматической остановки механизмов при возникновении опасных ситуаций.
Разработан ряд мероприятий инженерно-технического характера по существенному снижению вибраций на рабочем месте операторов мобильных машин (тракторов, автомобилей, комбайнов). Испытание реализованных мероприятий на указанных агрегатах показало, что они обеспечивают условия труда по этому критерию на уровне не только современных, но и перспективных мировых стандартов.
Безопасность транспортных агрегатов обеспечивается приведением в соответствии с ГОСТ тормозных качеств их. Для оценки тормозных качеств агрегатов разработаны способ и устройство, позволяющие оперативно выполнить контроль.
Снижение шума тракторных двигателей достигается предложенными конструкциями капота и выхлопного коллектора, которые позволяют снизить шум на 3 – 4 дБ.
Разработан также способ протравливания семян при дражировании и устройство для его осуществления. Эти мероприятия позволяют привести условия труда работающих на указанных операциях в соответствие с требованиями Правил и Норм охраны труда.
Предложенные устройства для автоматического контроля износа тросов и конструкция раздвижной двери грузоподъемных устройств исключают возможность аварий за счет предупреждения их работы за пределами штатных режимов и условий.
Принципиальная работоспособность рассмотренных выше методов и средств инженерно-технического обеспечения безопасности позволяет ставить вопрос о внедрении их в практику с.-х. машиностроения и машиноиспользования. Этому должны предшествовать этапы конструкторско-технологических проработок применительно к конкретным типам машин и механизмов, испытание их в соответствии с существующим положением, производство на уровне опытных партий и серийное производство. Ссылки машиностроителей на невозможность решения проблемы в принципе несостоятельны, свидетельством чему является изложенное выше и в работах [3, 6]. Несостоятельны ссылки и на удорожание машины (на 0,001%) и повышение ее массы (от 0,001 до 0,0001%), так как даже 1% ущерба, предотвращенного за счет разработанных методов и средств предупреждения травматизма, направленный на внедрение, окупит все затраты с избытком за 0,5 месяца. Оправданием ситуации необеспеченности мобильных средств механизации в с.-х. производстве инженерно-техническими методами и средствами безопасности 15 – 20 лет назад была неразработанность их. В настоящее время единственным оправданием ситуации является отсутствие конкурентоспособности техники и надежда на ее приобретение потребителем вне зависимости от того, оснащена она инженерно-техническими средствами безопасности или нет. Иными словами, количество пока превалирует над качеством, чему способствует невыполнение МСХП РФ в полной мере функций заказчика (покупается все, что предлагает промышленность вне зависимости от соответствия требованиям Правил и Норм охраны труда). А между тем решение вопроса с инженерно-техническим обеспечением безопасности средств электромеханизации позволяет ставить вопрос о переходе от стратегии и тактики снижения летального травматизма к стратегии и тактике его ликвидации.
Необходимость в быстрейшем доведении разработанных методов и средств инженерно-технического обеспечения безопасности до серийного производства диктуется еще и тем, что в эксплуатации находится большое число средств электромеханизации, так же необорудованных указанными разработками и являющихся по существу в ряде случаев «машинами-убийцами». Для исключения такой ситуации необходимо и их оснастить разработанными устройствами после налаживания их производства. Представляется, что сейчас для разработки конструкторско-технологической документации и налаживания серийного производства могут быть использованы освобождающиеся мощности ряда предприятий, в том числе и по линии конверсии.
Есть основания надеяться, что решению этой проблемы будет способствовать Закон по охране труда и нацеленность концепции на приоритет прав человека на жизнь, здоровье и безопасность труда над результатами производственной деятельности, а также разворачивающаяся подготовка соответствующих кадров.
Рассмотренными выше методами и средствами инженерно-технического обеспечения безопасности средств электромеханизации не исчерпывается их арсенал.
Особого внимания требует рассмотрение проблем обеспечения надежности и правильной деятельности людей в процессе труда и в быту. Тема эта актуальна для всех видов производств, в том числе и для безопасности в агропромышленном комплексе.
Безопасность – это если знаешь, как увернуться от опасности.
Э. Хемингуэй