Организация контроля за психическим состоянием операторов необходима и в связи с возможностью появления у специалистов особых психических состояний, которые не являются постоянным свойством личности, но, возникая спонтанно или под влиянием внешних факторов, существенно изменяют работоспособность человека.
Перечень важных форм особых психических состояний.
1. Запредельные формы психического напряжения (тормозные и возбудимые).
2. Тяжелые формы утомления (до 30% создают травмы).
3. Пароксизмальные состояния (приступообразные).
4. Дремотные и просоночные состояния.
5. Психическое угнетение.
6. Аффективные состояния.
7. Лекарственные астении.
8. Инфекционные (соматические) состояния.
9. Алкогольные и наркотические состояния и энцефалопатии.
10. Десинаронозы и др.
Среди особых психических состояний, имеющих большое значение для психической надежности оператора, необходимо выделить пароксизмальные расстройства сознания, психогенные настроения, состояния, связанные с приемом психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов, алкогольных напитков).
|
|
Пароксизмальные состояния. Пароксизмальные состояния – группа расстройств различного происхождения (органические заболевания головного мозга, эпилепсия, обмороки), характеризующихся кратковременной от секунд до нескольких минут утратой сознания без падения. При выраженных формах наблюдаются падения человека и судорожные движения тела и конечностей (эпилепсия).
Примером пароксизмального расстройства сознания без падения может быть описанный в литературе факт.
Это случилось в лондонском метро 28 февраля 1975 г. в часы пик (8 ч. 39 мин) поезд, который вел машинист Л. Ньюсон, пройдя конечную станцию «Мургейт», врезался в тупик тоннеля. Удар был такой сильный, что 15-метровый головной вагон, забитый до отказа людьми, смяло до 5 м. Второй вагон подлез под моторный, а третий вздыбился на крышу предыдущего. Тоннель оказался забит грудой искореженного материала с сотнями трупов банковских клерков, секретарш, машинисток, телефонисток и других служащих, спешивших на работу в Сити.
Расследование катастрофы показало, что технически поезд был исправен. За 4 часа до катастрофы он прошел в депо основательный технический осмотр. Было выяснено, что, несмотря на массу предупреждающих знаков и на красный сигнал перед входом в тупиковый тоннель, машинист даже не пытался тормозить. Сбив фонарный столб, пропахав внушительный заградительный вал песчаный, он сходу влетел в тоннель и протаранил кирпичную стену тупика. Не сработало и автоматическое аварийное тормозное устройство, которое также было исправно. Оно вступает в тот момент, когда водитель в случае потери сознания или внезапной смерти вдруг перестает управлять поездом. Вскрытие трупа Ньюсона показало, что он управлял поездом в абсолютно здоровом состоянии. Перед экспертами встал вопрос: в чем причина трагедии на станции «Мургейт»?
|
|
Вот что показали очевидцы как из числа оставшихся живых внутри поезда, так и тех, что стояли на платформе:
«Внезапно, когда мы все встали со своих мест, собрались выходить, так как показалась платформа, случилось, видимо, что-то непредвиденное. На последних метрах поезд вдруг не стал тормозить, а вновь набрал скорость, да так, что вагон содрогнулся и помчался, раскачиваясь из стороны в стороны». Инженер Э. Бард, стоявший на платформе, когда метропоезд, минуя станцию, помчался в «тоннель смерти», рассказывает: «Я видел водителя через стекло кабины. Его руки были на рычагах управления, но он сидел неподвижно, точно парализованный, в застывшей позе, с широко раскрытыми глазами и каким-то отрешенным взглядом. Помню, что меня это в тот момент сильно поразило».
Аналогичный трагический случай произошел в Ленинграде в метро Купчино, в 1984 г. Водитель метрополитена, находясь в подобном состоянии, из ведущей части поезда прошел в его тыл, подошел к пульту управления и повел поезд в обратном направлении, навстречу идущему за ним метропоезду, со всеми вытекающими трагическими последствиями произошедшего столкновения.
Пароксизмальное состояние в форме обморочных расстройств наблюдается у хронически больных, а также при тяжелом утомлении, перегревах головы, некоторых соматических заболеваниях у мужчин и женщин.
Имеются данные, что при работе с ЭВМ и дисплеями у операторов бывают случаи появления эпилептических припадков с выключением сознания на несколько минут, но без падения человека.
Пароксизмальные перерывы в операторской деятельности могут быть причиной губительных последствий, особенно для водителей автотранспорта, верхолазов, монтажников, строителей, работающих на высоте.
Современные средства психофизиологических исследований позволяют своевременно выявлять лиц со скрытой наклонностью к пароксизмальным (обморочным) состояниям.
Лица, направляемые для работы на высокоответственных должностях в промышленности, транспортных средствах и т. п., должны проходить специальное медико-психологическое обследование с использованием электроэнцефалографии, позволяющей выявлять лиц, склонных к эпилептическим припадкам (в альфа ритме появляется пик плюс медленная волна).
Дремотные и просоночные состояния. Широкая автоматизация процессов управления снижает долю физической деятельности оператора (водителя автомашины, машиниста электропоезда и т. п.). При этом может притупляться степень ответственности, уменьшается подвижность и утрачивается бдительность. Аварийная ситуация, возникая в момент снижения бдительности, может вести к происшествию в результате запоздалых реакций оператора. Монотонный (однообразный и малоподвижный) труд сопровождается низкой активностью оператора и ведет к сноподобному (дремотному) состоянию с кратковременным от 30 – 50 сек до 3 – 5 и более минут с выключением сознания в виде засыпания.
Приступы (пароксизмы) сонливости при однообразной и монотонной работе ведут кутрате у оператора на определенный период 5 – 10 мин, необходимой профессиональной деятельности (сон). В литературе описывается много случаев сонливости водителей железнодорожного транспорта, приведших их к утрате видения красного сигнала, требующего остановки поезда, а продолжающийся двигаться поезд обычно врезался вдругой со всеми трагическими последствиями.
|
|
Просоночные состояния характеризуются снижением работоспособности человека на период после пребывания во сне. Проведенные нами исследования причин аварийности и гибели людей, работавших в Ленинградской системе электроэнергообеспечения, показали актуальность этой проблемы. Из общего числа гибели операторов 50% допускали ошибочные действия, ведущие к их гибели, в ночное время. А объем работ по переключению энергосистем в ночное время составил в пределах 5%. Следовательно, в просоночном состоянии, в котором в ночное время после сна при отсутствии деятельности находятся операторы, люди допускают неправильные (ошибочные) действия. По данным А. Берегового о методике общения с космонавтами, известно, что после пробуждения космонавта указания ему о выполнении каких-либо действий должны передаваться через 10 минут. Таким образом, исключается служебное общение с личностью, находящейся еще в просоночном состоянии, после имевшегося периода сна и, следовательно, предупреждается возможность ошибочных действий.
Психогенное угнетение. Психогенные изменения настроения и аффективные состояния возникают под влиянием психических воздействий. Снижение настроения и апатия могут длиться от нескольких часов до 1...2 месяцев. Снижение настроения наблюдается при гибели родных и близких людей, после конфликтных ситуаций. При этом появляются безразличие, вялость, общая скованность, заторможенность, затруднение переключения внимания, замедление темпа мышления. Снижение настроения сопровождается ухудшением самоконтроля и может быть причиной производственного травматизма.
Аффективное состояние. Под влиянием обиды, оскорбления, производственных неудач могут развиваться аффективные состояния (аффект – взрыв эмоций). В состоянии аффекта у человека развивается психогенное (эмоциональное) сужение объема сознания. При этом наблюдаются резкие движения, агрессивные и разрушительные действия. Лишь склонные к аффективным состояниям, относятся к категории с повышенным риском травматизма и не должны назначаться на специальности с высокой ответственностью. До 30 % травм связано с постконфликтным состоянием работающих.
|
|
Лекарственные изменения. Лекарственные и алкогольные изменения психического состояния связаны с употреблением психически активных средств. Современная медицина располагает большим арсеналом психофармакологических средств, оказывающих влияние на психическую деятельность и состояние людей.
Практический опыт свидетельствует, что прием легких стимуляторов (чай, кофе) помогает в борьбе с сонливостью и может способствовать повышению работоспособности на короткий период. Однако прием активных стимуляторов (первитин, фенамин) на ответственных видах работ способен вызвать отрицательный эффект (ухудшается самочувствие, уменьшается подвижность и скорость реакций).
Распространенное среди населения употребление транквилизаторов (седуксен, элениум) представляет особую проблему. Оказывая выраженное успокоение и предупреждая развитие неврозов, эти препараты могут снизить психическую активность, замедлять реакции, вызывать апатию и сонливость.
В США ежедневно выписывается врачами более 10 тысяч рецептов для получения транквилизаторов. А ведь многие после приема этой группы лекарств идут на работу и ведут транспортные средства. Особую трагедию в мире составляет возрастающее употребление народом наркотиков. Если у нас в 1985 г. лиц, употребляющих наркотические средства, было 50 тысяч, то в 1995 г. их уже более 5 млн. А ведь они имеют доступ к различным видам трудовой деятельности и нередко совершают ошибочные действия.
Пьянство и алкоголизм. Пьянство и алкоголизм также представляют серьезную проблему для безопасности труда. В стране алкоголиков, стоящих на учете, 5 млн., а всего злоупотребляющих алкоголем 80 млн. человек. В 1994 г. мы только в США в месяц приобретали алкоголя на 1 млрд. долларов. Недопустимость употребления алкогольных напитков в рабочее время и отрицательное влияние их на работоспособность общеизвестны. По различным данным автомобильный травматизм в 40...60% случаев связан с употреблением алкоголя. Имеется сообщение, что смертельные случаи на производстве в 64% случаев обусловлены приемом алкоголя и ошибочными действиями погибших. И это не случайность.
В экспериментальных исследованиях по изучению влияния малых доз алкоголя на работоспособность человека показано, что прием 10...12 г алкоголя уже ухудшает качество работы испытуемых и удваивает количество допускаемых ошибок. После выпитой рюмки испытуемые приступали к работе, минуя стадию необходимых приготовлений, действовали суетливо, без чувства осторожности. Производительность труда была ниже, а утомление более выраженным, не снимаемым обычным периодом отдыха.
С позиций безопасности труда особое значение имеет посталкогольная астения (похмелье). Развиваясь в дни после употребления алкоголя, она не только снижает работоспособность человека, но и ведет к заторможенности и снижению чувства осторожности.
Длительное употребление алкоголя вызывает алкоголизм – болезненное привыкание к алкоголю, сопровождающееся различной степенью деградации личности. Специалисты, страдающие алкоголизмом, утрачивают свойственную им точность и аккуратность в работе. Они все чаще допускают ошибки и становятся неспособными к решению сложных творческих задач, к быстрой и правильной ориентации в ненормативных производственных ситуациях. При этом токарь или слесарь-лекальщик не может выполнять высокоточные работы, оператор своевременно не принимает необходимых действий, водитель автомобиля совершает аварии, инженер неспособен решать творчески технические и организационные проблемы и человек (специалист) постепенно опускается по служебной лестнице.
Начавшись с волевых и характерологических расстройств алкогольная деградация по мере нарастания органического поражения головного мозга ведет к инвалидности личности и деквалификации специалиста. В настоящее время можно считать, что пьянство и алкоголизм, ведущие к изменению психических функций человека, являются главной причиной производственного травматизма. В интересах безопасности труда лица с начальными степенями алкоголизма должны своевременно выявляться, так как не могут допускаться к высокоответственным работам.
Изменчивость психической деятельности под влиянием бытовых и производственных воздействий ставит перед инженерами-организаторами производственной деятельности задачу создания и совершенствования системы контроля за психическим состоянием оператора.