Основные формы научного знания. Теория как высшая форма организации научного знания. Структура и типология научных теорий

Основными формами научного знания являются практика и теория. Здесь речь пойдет о теоретическом уровне познания. Теоретический уровень научного познания характеризуется пре­обладанием рационального момента — понятий, теорий, законов и других форм мышления и «мыслительных операций».

На основе эмпирических данных здесь происходит мыслен­ное объединение исследуемых объектов, постижение их сущнос­ти, законов их существования, состав­ляющих основное содержание теорий. Важнейшая задача теоретического знания — достижение объективной истины во всей ее конкретности и пол­ноте содержания. Характерной чертой теоретического познания является его на­правленность на себя, внутринаучная рефлексия, т. е. исследова­ние самого процесса познания, его форм, приемов, методов, по­нятийного аппарата и т. д. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, научное пред­видение будущего.

На теоретической стадии науки преобладающим является рациональное познание, ко­торое наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мыш­ление — осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее за­кономерных связей и их выражение в системе абстракций (поня­тий, категорий и др.). Человеческое мышление осуществляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе, которая может быть есте­ственной или искусственной (язык математики, формальной ло­гики, химические формулы и т. п.).

Исходя из древней философской традиции, восходящей к ан­тичности, следует выделить два основных уровня мышлениярассудок и разум. Рассудок —э то способность последовательно и ясно рассуждать, правильно стро­ить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизиро­вать факты.

Разум — (диалектическое мышление) — высший уровень ра­ционального познания, для которого прежде всего характерны твор­ческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы. Понятие — форма мышления, отражающая общие закономер­ные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях). Суждение — форма мышления, отражающая отдельные вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отно­шения. Умозаключение— форма мышления (мыслительный про­цесс), посредством которой из ранее установленного знания (обыч­но из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также обычно в виде суждения). Классический пример умозак­лючения: ' 1. Все люди смертны (посылка). Сократ — человек (обосновывающее знание). Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, называе­мое заключением или следствием).

Рациональное (мышление) взаимосвязано не только с чув­ственным, но и с другими — внерационалъными — формами по­знания. Большое значение в процессе познания имеют такие фак­торы, как воображение, фантазия, эмоции и др. Среди них осо­бенно важную роль играет интуиция (внезапное озарение) — спо­собность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

Познание как единство чувственного и рационального, эмпи­рического и теоретического, рассудка и разума, интуитивного и дискурсивного тесно связано с пониманием.

Рассматривая теоретическое познание как высшую и наибо­лее развитую его форму, следует прежде всего определить его структурные компоненты. К числу основных из них относятся проблема, гипотеза, теория и закон, выступающие вместе с тем как формы, «узловые моменты» построения и развития знания на теоретическом его уровне.

Проблема — форма теоретического знания, содержанием ко­торой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Проблема есть процесс, включающий два основных момента — ее постановку и решение. Так К. Поппер считает, что наука начинает не с наблюдений, а именно с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к другим — от менее глубоких к более глубоким.

Тем самым научная проблема выражается в наличии проти­воречивой ситуации, которая требует соответствующего разрешения.

Гипотеза — форма теоретического знания, содержащая пред­положение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный харак­тер и требует проверки, обоснования. Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой, даже в том случае, если эти результаты были отрицательными.

Гипотеза может существовать лишь до тех пор, пока не противоречит достоверным фактам опыта. Говоря о гипотезах, нужно иметь в виду, что существуют раз­личные их виды. Так, выделя­ют гипотезы общие, частные и рабочие.

Теория — наиболее сложная и развитая форма научного зна­ния, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Примерами этой формы знания являются классическая механика Ньютона, эволюционная теория Ч. Дарвина, теория относительности А. Эйн­штейна, теория самоорганизующихся целостных систем (синер­гетика) и др.

Любая теоретическая система, как показал К. Поппер, долж­на удовлетворять двум основным требованиям: а) непротиворе­чивости и фальсифицируемости, б) опытной экспериментальной проверяемости.

Структура и функции научной теории.

Любая теория — это целостная развивающаяся система ис­тинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций. В современ­ной методологии науки выделяют следующие основные компо­ненты, элементы теории: 1. Исходные основания — фундамен­тальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т. п. 2. Идеализированные объекты — абстрактные модели существен­ных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолют­но черное тело», «идеальный газ» и т. п.). 3. Логика теории — совокупность определенных правил и способов доказательства, — нацеленных на прояснение структуры и изменения знания. 4. Фи­лософские установки и ценностные факторы. 5. Совокупность за­конов и утверждений, выведенных в качестве следствий из осно­воположений данной теории в соответствии с конкретными прин­ципами.

Методологически важную роль в формировании теории игра­ет абстрактный, идеализированный объект («идеальный тип»), построение которого — необходимый этап создания любой тео­рии.

Многообразию форм идеализации и соответственно типов иде­ализированных объектов соответствует и многообразие видов (ти­пов) теорий, которые могут быть классифицированы по разным основаниям (критериям). В зависимости от этого могут быть вы­делены теории: описательные, математические, дедуктивные и индуктивные, фундаментальные и прикладные, формальные и содержательные, «открытые» и «закрытые», объясняющие и опи­сывающие (феноменологические), физические, химические, со­циологические, психологические и т. д.

Одним из важных критериев, по которому можно классифи­цировать теории, является точность предсказаний. По этому кри­терию можно выделить два больших класса теорий. К первому из них относятся теории, в которых предсказание имеет достовер­ный характер (например, многие теории классической механики, классической физики и химии). В теориях второго класса пред­сказание имеет вероятностный характер, который обусловливается совокупным действием большого числа случайных факторов. Такого рода теории встреча­ются в биологии и социально-гуманитарных науках в силу специ­фики и сложности самих объектов их исследования.

Таким образом, теория (независимо от своего типа) имеет следующие основные особенности:

1. Теория — это не отдельно взятые достоверные научные поло­жения, а их совокупность, целостная органическая развиваю­щаяся система. Объединение знания в теорию производится прежде всего самим предметом исследования, его закономер­ностями.

2. Не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией. Чтобы превратиться в теорию, знание дол­жно достигнуть в своем развитии определенной степени зре­лости. А именно — когда оно не просто описывает определен­ную совокупность фактов, но и объясняет их, т. е. когда зна­ние вскрывает причины и закономерности явлений.

3. Для теории обязательным является обоснование, доказатель­ство входящих в нее положений: если нет обоснований, нет и теории.

4. Теоретическое знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений, к непрерывному уг­лублению знаний о них.

5. Характер теории определяется степенью обоснованности ее оп­ределяющего начала, отражающего фундаментальную зако­номерность данного предмета.

6. Структура научных теорий содержательно «определена сис­темной организацией идеализированных (абстрактных) объек­тов (теоретических конструктов). Высказывания теоретичес­кого языка непосредственно формулируются относительно те­оретических конструктов и лишь опосредованно, благодаря их отношениям к внеязыковой реальности, описывают эту ре­альность»1.

7. Теория — это не только готовое, ставшее знание, но и процесс его получения; поэтому она не является «голым результатом», а должна рассматриваться вместе со своим возникновением и развитием.

В современной философии науки (как западной, так и отече­ственной) теория уже не рассматривается как неизменная, «зак­рытая» статичная система с жесткой структурой, а строятся раз­личные модели динамики (роста, изменения, развития) знания. Развитие теории есть активная переработка мыслью многооб­разного эмпирического материала в собственное внутреннее со­держание.

К числу основных функций теории можно отнести следую­щие:

1. Синтетическая функция — объединение отдельных достовер­ных знаний в единую, целостную систему.

2. Объяснительная функция — выявление причинных и иных за­висимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т. п.

3. Методологическая функция — на базе теории формулируют­ся многообразные методы, способы и приемы исследователь­ской деятельности.

4. Предсказательная — функция предвидения. На основании те­оретических представлений о «наличном» состоянии извест­ных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлени­ями и т. д. Предсказание о будущем состоянии явлений (в отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют научным предвидением.

5. Практическая функция. Конечное предназначение любой тео­рии — быть воплощенной в практику, быть «руководством к действию» по изменению реальной действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: