Общая характеристика таможенных органов

В соответствии с п. 30 ст. 4 ТК ТС таможенные органы это таможенные органы государств - членов Таможенного союза. Возглавляет таможенные органы в государствах Таможенного союза – центральный таможенный орган государства, а именно: Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан, Федеральная таможенная служба Российской Федерации. Они подразделяются на таможенные органы назначения и таможенные органы отправления.

Таможенный орган назначения – таможенный орган, в регионе деятельности которого находится, установленное таможенным органом отправления место доставки товаров, либо который завершает процедуру таможенного транзита. Таможенный орган отправления – таможенный орган, который совершает таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.

При перемещении товаров с территории Российской Федерации, в том числе транзитом через эту территорию из третьих стран в Республику Казахстан или Беларусь либо транзитом через территории Республики Казахстан или Беларусь в третьи страны:

российский таможенный орган, в регионе деятельности которого расположен пункт пропуска через российско-казахстанский или белорусско-российский участок государственной границы РФ, завершает в установленном порядке таможенную процедуру таможенного транзита товаров, оформленную российским, казахстанским или белорусским таможенным органом отправления. В РФ общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ (ст.114 Конституции РФ). Собственно таможенное дело ведет единая система таможенных органов, которые имеют исполнительно-распорядительные функции, образуются вышестоящими органами управления, подотчетны и подконтрольны им и ответственны за свою деятельность;

казахстанский таможенный орган, в регионе деятельности которого расположен пункт пропуска через казахстанско-российский участок государственной границы Республики Казахстан, оформляет таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки товаров по территории Республики Казахстан либо транзитом через ее территорию;

белорусский таможенный орган, в регионе деятельности которого расположен пункт пропуска через белорусско-российский участок государственной границы Республики Беларусь, оформляет таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки товаров по территории Республики Беларусь либо транзитом через ее территорию.

В соответствии со ст. 6 ТК ТС таможенные органы обеспечивают на таможенной территории союза решение следующих основных задач:

1) содействие реализации единой торговой политики союза;

2) обеспечение исполнения таможенного законодательства Таможенного союза и иного законодательства государств - членов союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

3) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе при оказании взаимной административной помощи;

4) взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию;

5) обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу. В частности, к запретам и ограничениям относится комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования; меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, а также санитарно-эпидемиологические, фитосанитарные ветеринарные, карантинные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств в соответствии с международными договорами;

6) обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;

7) обеспечение мер по защите национальной безопасности государств, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды, а также в соответствии с международным договором государств – мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты государств - членов союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;

8) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза;

9) обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории Таможенного союза;

10) ведение таможенной статистики.

Законодательством государств - членов Таможенного союза могут быть установлены и иные задачи, решаемые таможенными органами.

В целях дальнейшего развития таможенных служб Сторон союза в ТК ТС предусмотрено:

– применение предварительного информирования о перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза для внедрения программ выборочного контроля;

– использование автоматизированных систем обмена информацией между таможенными службами и с участниками внешнеторговой деятельности Сторон союза;

– обеспечение эффективной системы информации о правовых нормах в сфере таможенного регулирования для участников внешнеторговой деятельности;

– применение технологии риск-менеджмента (риски уплаты налогов и выборочный контроль);

– максимальное использование электронной передачи данных о перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза;

– применение системы упрощенного обжалования при осуществлении таможенных операций и процедур, содействующей реализации антикоррупционных мер в таможенных службах Сторон союза.

В соответствии со ст. 43 ТК ТС для обеспечения взаимодействия таможенных органов в Таможенном союзе создаются интегрированные информационные системы и технологии. Информационные ресурсы таможенных органов, сформированные на базе документов и сведений, представляемых при совершении таможенных операций, а также документов, необходимых для их совершения, имеют ограниченный доступ. Порядок формирования информационных ресурсов и доступа к ним определяется национальным законодательством. Таможенные органы одного государства - члена союза передают предоставленную им информацию государственным органам данного государства, если такая информация необходима для решения задач, возложенных на них, в порядке и с соблюдением требований по защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайны (секретов) и другой конфиденциальной информации.

Система таможенных органов, их права, обязанности и ответственность, а также условия прохождения службы в органах определяются законодательством государств - членов Таможенного союза.

В РФ таможенный орган представляет собой государственный орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией, осуществляющий под непосредственным руководством Правительства РФ деятельность по нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела в целях содействия развитию внешней торговли. Таможенные органы составляют единую, иерархически построенную систему, в которую входят:

1) Федеральная таможенная служба (ФТС РФ); с 1991 года органом, уполномоченным в области таможенного дела, был ГТК РФ, а с сентября 2004 года ФТС РФ;

2) региональные таможенные управления (РТУ);

3) таможни;

4) таможенные посты.

В таможенную систему входят также учреждения, подведомственные непосредственно ФТС РФ (таможенные лаборатории, учебные заведения, вычислительные центры и др.). В ведении ФТС РФ могут находиться государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы. Все звенья системы являются федеральными и не подчиняются органам государственной власти субъектов Федерации, местным органам власти и общественным объединениям. Каждый нижестоящий таможенный орган подчинен по вертикали только вышестоящему, контролирующему его деятельность. В качестве федерального органа выступает ФТС РФ, а территориальных – региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты

Места нахождения таможенных органов определяются, исходя из объема пассажиро - и товаропотоков, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, потребностей транспортных организаций, экспортеров, импортеров, других участников внешнеэкономической деятельности и иных факторов.

Согласно ст. 403 ТК РФ таможенные органы выполняют функции, которые можно разделить на 3 группы:

1. Осуществление совершения таможенных операций и таможенного контроля, создание условий, благоприятствующих ускорению товарооборота через таможенную границу, взимание таможенных платежей, обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля операций, связанных с перемещением через таможенную границу; ведение таможенной статистики внешней торговли; осуществление информирования и консультирования в области таможенного дела.

2. Ведение борьбы с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресечение незаконного оборота наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказание содействия в борьбе с международным терроризмом.

3. Обеспечение выполнения международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, и международное сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями.

Таможенные органы аккумулируют в себе административно-правовой и финансово-правовой статусы. Они пресекают неправомерные деяния и привлекают к ответственности виновных и наделены полномочиями по сбору таможенных платежей и формированию доходов бюджетной системы. В современных условиях они – единственные – синтезируют столь различные функции.

Таможенные органы имеют официальные символы: флаг, вымпел и эмблему, что означает их обособленность. При поступлении на службу в таможенные органы сотрудники принимают присягу.

Деятельность таможенных органов основывается на следующих принципах: законности и приоритета прав и свобод человека и гражданина; единства и целостности системы таможенных органов, единства цели и задач таможенных органов; федерализма; централизации и децентрализации; сочетания единоначалия и коллегиальности; гласности; ответственности; обеспечение участия в международном сотрудничестве по таможенным вопросам; координации и взаимодействия с иными субъектами права; эффективности деятельности.

Цель деятельности таможенных органов сводится к осуществлению таможенной политики, заключающейся в охране и развитии экономики страны. Достижение цели обусловлено решением следующих задач:

– участие в разработке таможенной политики и ее реализация и обеспечение экономической безопасности и экономических интересов государства, единства таможенной территории;

– организация и совершенствование таможенного дела, применение средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности;

– обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и иного законодательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: