Уча, мы сами учимся.
Сенека
В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой даны следующие определения: профессионал — человек, который занимается чем-нибудь профессионально (в отличие от любителя), настоящий профессионал — человек, который работает высоко профессионально; профессионализм — хорошее владение своей профессией;
профессиональный — занимающийся чем-нибудь как профессией, а также являющийся профессией. Профессионал полностью отвечает требованиям данного производства, данной области деятельности; профессия — основной род занятий, трудовой деятельности.
Подструктурой профессионала является профессиональная компетентность. В толковых словарях компетентность определяют как осведомленность, эрудированность. Под профессиональной компетентностью понимают совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности. Основными компонентами профессиональной компетентности являются:
- социально-правовая компетентность — знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;
|
|
- специальная компетентность — подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;
- персональная компетентность — способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;
- аутокомпетентность — адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции.
Э.Ф. Зеер выделяет еще один вид компетентности — экстремальную профессиональную компетентность, т.е. способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.
С.272
Т.В. Кудрявцев выделяет следующие стадии профессионального становления личности: возникновение и формирование профессиональных намерений; профессиональное обучение; активное освоение профессии и нахождение себя в производственном коллективе; полная реализация личности в профессиональном труде.
Психологи предлагают иную периодизацию профессионального становления, выделяя следующие этапы:
оптация (12 — 17 лет), т.е. подготовка к сознательному выбору профессионального пути;
профессиональное обучение (16 — 23 года);
развитие профессионализма (от 23 лет до пенсионного возраста), т.е. вхождение в систему межличностных отношений в профессиональных общностях и дальнейшее развитие субъекта деятельности (Е.А. Климов).
|
|
В поздней периодизации жизненного пути профессионала Е.А. Климов предлагает более подробную группировку фаз:
- оптация — период выбора профессии в учебно-профессиональном заведении;
- адаптация — вхождение в профессию и привыкание к ней;
- фаза интервала — приобретение профессионального опыта;
- мастерство — квалифицированное выполнение трудовой деятельности;
- фаза авторитета — достижение профессионалом высокой квалификации;
- наставничество — передача профессионалом своего опыта.
А.К. Маркова выделила пять уровней, которые включают в себя девять этапов становления профессионала.
1. Допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией.
2. Профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства.
3. Суперпрофессионализм также состоит из трех этапов: свободного владения профессией в форме творчества, овладения рядом смежных профессий, творческого самопроектирования личности.
4. Непрофессионализм — выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности.
5. Послепрофессионализм — завершение профессиональной деятельности.
В психологии труда компетентность часто отождествляется с профессионализмом. Но профессионализм как высший уровень выполнения деятельности обеспечивается помимо компетентности также профессиональной направленностью и профессионально важными способностями. Исследование функционального развития профессиональной компетентности показало, что на
С.273
начальных стадиях профессионального становления специалиста имеет место относительная автономность этого процесса, а на стадии самостоятельного выполнения профессиональной деятельности компетентность все более объединяется с профессионально важными качествами.
Основными уровнями профессиональной компетентности субъекта деятельности становятся обученность, профессиональная подготовленность, профессиональный опыт и профессионализм.
Анализ профессиональной деятельности позволяет говорить о наличии трех уровней компетентности:
общекультурной компетентности (уровень образованности, достаточный для самореализации личности, ориентации в культурном пространстве, основанный на общении как особой форме деятельности, обеспечивающей практическое и духовное единение людей и позволяющей оценивать конкретные явления культуры);
методологической компетентности (уровень образованности, достаточный для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских задач теоретического или прикладного характера в разных сферах жизнедеятельности);
допрофессиональной компетентности (уровень образованности, достаточный для получения — после завершения общего образования — профессионального образования в избранной области).
Можно предположить, что имеет место и профессиональная компетентность.
Модель конкурентоспособной личности учитывает ключевые компетенции, которые были достаточно убедительно обоснованы в работе Э.Ф. Зеера «Психология личностно ориентированного профессионального образования».
Понятие «ключевые, компетенции» было введено в начале 1990-х гг. Международной организацией труда в квалификационные требования к специалистам в системе последипломного образования, повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров.
В середине 1990-х гг. это понятие уже начинает определять требования к подготовке специалистов в профессиональной школе.
|
|
Компетенция рассматривается как общая способность специалиста мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий.
Приведем пять ключевых компетенций, которым придается особое значение в профессиональном образовании стран Европейского сообщества:
С.274
социальная компетенция — способность брать на себя ответственность, совместно с другими людьми вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества;
- коммуникативная компетенция — владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Интернет;
- социально-информационная компетенции — владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ;
- когнитивная компетенция — готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию;
- специальная компетенция — подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов собственного труда (Э.Ф. Зеер).