Раздел 1.5. История образования и педагогической мысли

История образования и педагогической мысли как область научного знания. Предмет и задачи истории образования и педагогической мысли как науки и учебной дисциплины, её связь с различными областями научного знания. Научные подходы и методы историко-педагогического исследования. Основные источники и проблематика. Прогностическая функция истории образования.

Культурно-исторический характер образования как целостного социального явления. Теории происхождения воспитания. Цели и содержание воспитания в первобытном обществе на разных стадиях его развития. Естественнобиологические основы, содержание и формы реализации первобытнообщинного воспитания. Зарождение воспитания на стадии дикости – антропосоциогенеза. Становление воспитания как социальной функции на стадии варварства – социобиогенетической. Воспитание на этапе первобытной цивилизации – рационально-социологической стадии. Появление письменности и школ. Семейное воспитание и его традиции. Человек и детство в системе первобытных ценностей.

Эпоха Средневековья как эпоха распространения и утверждения христианства в Западной Европе. Педагогические идеалы раннего, классического и позднего Средневековья в системе христианских идеалов и ценностей. Церковные школы. Философско-религиозные основы педагогики средневековой Западной Европы в схоластике и мистицизме (Гуго Сен-Викторский, Иоанн Солсберийский). Возникновение и развитие средневековых университетов.

История образования и педагогической мысли в Киевской Руси и Русском государстве (до 18 в.). Педагогические идеалы и практика Киевской Руси и Русского централизованного государства.Народная педагогика дохристианской Руси. Цели и содержание воспитания и обучения разных сословий. Основные тенденции и этапы профессионального обучения в общей системе древнерусского воспитания и образования. Основные черты семейного воспитания дохристианской общины и средства накопления опыта воспитания и передачи его от старшего поколения подрастающему.

Утверждение православия на Руси и его влияние на развитие образования и педагогической мысли. Первые русские школы: элементарные и повышенного типа, их роль и значение. Организация школ и методы их работы. Содержание простого начального обучения и повышенного «книжного учения». Вопросы воспитания в памятниках древнерусской педагогической мысли: «Повесть временных лет», «Поучение детям» Вл.Мономаха, Изборники, «Пчела» и др.

Становление русской педагогики как науки о христианском жительстве (строение душевное, строение домовное, строение гражданское) в текстах Священного Писания, «Домострое», «Гражданстве обычаев детских».

Образование и педагогическая мысль в России 18в. Содержание политических, организационно-структурных и культурных реформ Петра 1, их противоречивость, историческое значение. Проблема ассимиляции европейской образованности в России 1-й четверти 18в. Просветительские реформы начала 18в. Организация государственных светских школ (школа математических и навигацких наук, цифирные школы, горнозаводские школы и пр.). «Юности честное зерцало». Зарождение и развитие профессионального образования в России. Создание Академии наук и учебных заведений при ней. Возникновение сословных учебных заведений. Деятельность М.В.Ломоносова в области просвещения. Создание Московского университета, его влияние на развитие школы и педагогической мысли.

Образование и педагогическая мысль Западной Европы в период становления и развития индустриального общества (17 – 19 вв.). Выделение педагогики в самостоятельную отрасль знания в период домонополистического капитализма.Педагогическая концепция Я.А.Коменского, ее роль в развитии педагогической науки.Социокультурная парадигма и доминанты общественного сознания к.16 – 17 вв. Зарождение и становление рационализма. Развитие гуманистических традиций образования в педагогическом творчестве Я.А.Коменского. Принцип природосообразности – центральная идея Я.А.Коменского. Обоснование Я.А.Коменским системы всеобщего образования, основных дидактических положений (дидактические принципы, классно-урочная система, цели и содержание образования и общественное назначение школ). Проблемы нравственного и религиозного воспитания, формирования личности, роль семьи в воспитании ребёнка в произведениях Я.А.Коменского. Значение педагогической теории Я.А.Коменского для развития педагогической практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: