Группы давления и лоббизм

Изначально в 40-х годах XVII в. термином «лобби» называли вестибюль и два коридора в здании палаты общин британского парламента, где депутаты имели возможность встречаться с заинтересованными в их деятельности лицами, которые не допускались на заседания палаты. Позднее в США данным термином стали обозначать открытые для публики кулуары палаты представителей и сената, в которых граждане могли увидеться с парламентариями для оказания влияния на их мнение в отношении того или иного законопроекта. Как феномен политической жизни лобби впервые возникает в США в XIX в. Первой известной группой давления считается организация американских фермеров «Grangers», создавшая в 1867 г. в Вашингтоне собственное бюро с целью получения информации о том, как голосуют конгрессмены и сенаторы северо-западных (сельскохозяйственных) штатов, а также для оказания влияния на отбор кандидатов в парламент.

Группы давления стремятся не к завоеванию политической власти, а лишь к влиянию на тех, кто её осуществляет. Группы давления создаются на базе групп интересов. Группы интересов - это элиты, профсоюзы, молодежные, феминистские движения, религиозные объединения, военно-промышленный комплекс, ассоциации предпринимателей и т.д. Чтобы включиться в политическую борьбу за удовлетворение своих интересов, добиться каких-либо политических решений в свою пользу, они обычно и создают группы давления

Группы давления занимают такое положение в обществе и его отдельных сферах, при которых их так или иначе затрагивают принимаемые в государстве решения, в силу чего они просто обязаны включаться в управление. Более того, эти группы фактически владеют важными ресурсами и потому нередко через их деятельность формальные основания власти приводятся в соответствие с властью фактической. Анализ их деятельности помогает вскрыть действительные центры власти в обществе. Так что деятельность данных групп - это не просто давление на власть сверху, сбоку или снизу, а механизм иерархического согласования решений, перераспределения власти путем заключения сделок между бюрократией и немногими привилегированными группами.

Cуществуют различные классификации групп давления.

Они могут быть:

широкого и специализированного профиля;

представляющие преимущественно материальные интересы и ставящие на первое место идеологические ценности и моральные принципы;

массовые и кадровые;

частные и общественные.

В качестве приоритетных группы давления выполняют следующие две функции:

во-первых, это селекция, обобщение, формулирование и артикуляция основных интересов своих членов;

во-вторых, целенаправленное воздействие на институты публичной власти с целью удовлетворения особо значимых интересов.

При этом объектами этого воздействия выступают все ветви власти, но прежде всего законодательная и исполнительная, а также партии, которые эту власть контролируют. Существенное значение придается апелляции к общественному мнению и его мобилизации.

Направления воздействия групп давления на власть и ее окружение:

Воздействие на саму власть.

Воздействие на партии, контролирующие власть.

Воздействие на общественное мнение, влияющее на власть.

Группы давления оказывают обществу хорошую услугу, направляя в соответствующие каналы его чаяния, которые без этого часто принимают неорганизованную и насильственную форму. Но, вместе с тем, группы давления могут приводить и к дезорганизации общества.

Обычно выделяют четыре типа возможных дисфункциональных последствий деятельности групп давления:

общественный протекционизм, т.е. тенденция групп требовать сохранения достигнутых позиций и прав;

управленческий застой, когда действия и инициативы правительства блокируются;

отрицание коллективной дисциплины, т.е. каждая группа стремится переложить на других бремя национальных расходов;

изменение в соотношении сил, т.е. равновесие между различными интересами может быть нарушено, так как каждая группа обладает неравными средствами влияния.

С понятием групп давления тесно связано понятие «лоббизм», или «лобби». В самом широком смысле оба эти понятия чаще всего употребляются в качестве синонимов. Как специализированный вид деятельности «лобби» — это воздействие любого юридического или физического лица, предпринимающееся чаще всего за плату, на процессы принятия административных и законодательных решений в пользу другого юридического или физического лица.

В качестве легальных лоббистская деятельность принимает формы:

выступлений на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента;

представления проектов законов и других нормативных актов, результатов научных исследований и экспертиз;

проведения пропагандистских кампаний в печати и других органах СМИ;

организации демонстраций, маршей, пикетирования и т.д.

К нелегальным (уголовно наказуемым) действиям относятся:

взятка как разовый акт или подкуп законодателя либо чиновника на длительный срок;

шантаж, тиражирование заведомо ложной или искаженной информации и др.

В западных странах лоббистская деятельность регулируется специальным законодательством, что придает ей характер легальной деятельности, вытекающей из конституционного права граждан обращаться с петициями в органы власти. В России пока доминирует так называемый «дикий лоббизм», в основе которого лежит такое явление, как политическая коррупция.

Лоббизм (от англ. lobbi – кулуары, крытые галереи) – организованные группы давления при законодательных и других органах, оказывающие целенаправленное воздействие на властные структуры с целью реализации своих специфических интересов (принятие “нужных” и блокирование “ненужных” политических решений).

Предыстория лоббизма берет свое начало с середины XVI в. В те времена словом “лобби” называли крытые галереи и прогулочные площадки в монастыре. В 40-х гг. XVII в. так называли вестибюль и два коридора в здании Палаты общин британского парламента, куда депутаты уходили голосовать и где они могли встретиться с заинтересованными в итогах голосования людьми. В начале XIX в. слово “лобби” вошло в американский политический лексикон, а затем стало общепризнанным политическим термином.

Во второй половине XIX в. в США лоббирование трактовалось как “покупка голосов за деньги”, но уже с середины XX в. этот термин приобретает широкое распространение. В настоящее время под ним понимается “внепарламентский процесс взаимодействия государства и структур гражданского общества” (

Суть лоббизма заключается в том, что определенные группировки, имеющие доступ к лицам, принимающим политические решения, оказывают разного рода давление на процесс их принятия. Цель лоббизма – добиться принятия таких решений, которые отвечали бы интересам тех или иных политических, экономических, криминальных группировок, партий, элит; отложить, отменить принятие “невыгодных” решений; изменить суть (“подредактировать”) решения, которые не вполне устраивают лоббистов или их “заказчиков”.

С лоббизмом связано такое явление в политической жизни общества, как группы интересов (группы давления). Они представляют собой людей, объединенных своими особыми интересами и стремящихся оказать давление на институты власти с целью принятия выгодных для себя (“заказчика”) политических решений. Эффективность деятельности группы давления во многом зависит от ресурсов, которыми она располагает.

Лоббисты нередко играют роль посредников в различного рода сделках между заинтересованными группами и политическими лидерами. Особенно большим влиянием они пользуются в США, где существует множество ассоциаций, представляющих интересы промышленников, торговцев, адвокатов, финансистов и др. Подобные лоббистские организации существуют в Германии и некоторых других странах.

Первоначально лоббизм ассоциировался только с незаконным давлением на представителей власти, с коррупцией, взяточничеством, шантажом и т.д. Со временем в некоторых странах лоббизм институцианализировался и стал элементом механизмов власти. Например, в США и Канаде лоббистская деятельность регулируется законом о лоббизме, а сами лоббисты занимают видное место в политической иерархии. Соответствующий законопроект разработан и в России. Однако действия российских лоббистов больше походят на закулисные сделки различных политических сил. Во многих странах лоббистская деятельность считается незаконной (Франция, Индия).

Отношение к лоббизму в различных политических системах весьма противоречивое. С одной стороны, лоббизм рассматривается как положительное явление. Он играет роль стимулятора активизации политических процессов, увеличивает варианты нахождения компромисса между интересами различных политических сил, расширяет возможности политической системы. С другой стороны, лоббизм может стать инструментом недобросовестной политики в руках определенных политических группировок. Особенно велика опасность такого развития событий в странах, где отсутствуют эффективные механизмы контроля за деятельностью государственных органов со стороны гражданского общества.

Типология лоббизма многообразна. Например, в зависимости от того, какой ветвью власти “решается вопрос”, можно выделить законодательное, исполнительное и судебное лоббирование; в зависимости от интереса субъекта лоббирования можно выделить политическую, экономическую, правовую разновидности лоббизма и др.

По формам и методам воздействия лоббистов на государственные структуры выделяют прямое, косвенное и внутреннее лоббирование. Прямое лоббирование предполагает непосредственное воздействие группы давления на государственные органы с целью добиться принятия “нужного” решения. Косвенное лоббирование “действует” опосредованно, например организует кампанию (митинг, манифестацию, обсуждение проблемы в средствах массовой информации и др.), формирует общественное мнение с целью оказания давления на соответствующие органы. Внутреннее лоббирование – это деятельность какой-либо группы давления внутри соответствующего органа. В зависимости от используемых технологий и существующего законодательства различают лоббирование открытое (легальное) и закрытое (нелегальное)

В зависимости от типа политической системы различают две основные разновидности лоббизма: плюралистический и корпоративистский. Плюралистический лоббизм наиболее характерен для стран с устоявшейся демократической политической системой (например, США, Германия), в которых существует большое количество различных групп интересов, в свободной конкурентной борьбе отстаивающих свои интересы, оказывая давление на власть. Плюралистический лоббизм может выполнять следующие важные общественно-политические функции: 1) играть роль посредника между гражданами и государством; 2) сопоставлять различные интересы и определять приоритеты; 3) привлекать к участию в принятии и реализации политических решений те группы граждан, которые не имеют другой возможности. Плюралистический лоббизм в условиях демократического общества является одной из форм представительства общественных интересов в государственных структурах власти.

Корпоративное лоббирование наиболее характерно для авторитарной политической системы. Здесь уже отсутствует свободный рынок интересов и плюрализм мнений. “Нужные” решения “пробиваются” через своих представителей во властных структурах путем подкупа и шантажа чиновников и депутатов и другими незаконными способами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: