Система «человек—машина—среда» состоит из человека-оператора (группы операторов), машины (технических устройств, орудий труда), посредством которой оператор осуществляет трудовую деятельность, и среды (внешних условий труда), в которой эта деятельность осуществляется. В «Справочнике по инженерной психологии» (1982) человек-оператор определяется как человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с предметом труда, машиной и внешней средой посредством информационных систем (моделей) и органов управления.
Все многочисленные системы «человек—машина—среда» имеют ряд общих черт. Они, как правило, являются;1) сложными динамическими системами, состоящими из взаимодействующих элементов различной природы и характеризующихся изменением во времени структу. ры и (или) взаимосвязей компонентов;
2) целеустремленными системами, то есть преследующими заданную цель путем изменения своего поведения при изменении внешних условий, что обусловлено включением в систему человека;
|
|
3) адаптивными системами, способными приспосабливаться к изменяющимся условиям работы благодаря гибкости и пластичности поведения человека и адаптивности технических звеньев системы;
4) самоорганизующимися системами, способными к уменьшению энтропии (неопределенности) после вывода системы из устойчивого, равновесного состояния под действием различного рода возмущений, что определяется целенаправленной деятельностью человека.
Таким образом, все рассмотренные особенности СЧМС определяются наличием в их составе человека, его возможностью правильно решать возникающие задачи в зависимости от конкретных условий и обстановки.
Основу классификации СЧМС (рис. 23-2) составляют четыре группы признаков: целевое назначение системы, характеристики человеческого звена, тип и структура машинного звена и тип взаимодействия компонентов системы.
По целевому назначению можно выделить следующие классы систем:
- управляющие (задачей человека является управление машиной — автомобилем, самолетом, прокатным станом и др.);
- обслуживающие, к которым относятся контрольно-измерительные и ремонтные системы (задачей человека является контроль состояния техники, поиск неисправностей и их устранение);
- обучающие, например тренажеры и имитаторы (обеспечивают выработку у человека определенных навыков);
- информационные — локационные и информационно-поисковые системы (обеспечивают поиск, накопление и получение необходимой человеку информации);
- исследовательские — информационно-экспертные системы, моделирующие стенды, измерительные приборы (используются при анализе тех или иных явлений, при поиске новой информации).
|
|
По характеристикам человеческого звена СЧМС делятся на моносистемы (в их состав входит один человек и одно или несколько технических устройств) и полисистемы (состоят из коллектива операторов, взаимодействующих с комплексом технических устройств),
По характеристикам машинного звена можно выделить:
1) инструментальные системы (в их состав в качестве технических устройств входят инструменты и приборы);
2) простые системы (включают стационарное и нестационарное техническое устройство и человека, использующего эти устройства);
3) сложные системы, например энергетическая установка, вычислительный комплекс (включают помимо человека совокупность технологически связанных, но различных по своему функциональному назначению устройств и машин для получения единого продукта);
4) системотехнические комплексы (наиболее сложные СЧМС с коллективом операторов, участвующим в использовании этих систем, и не полностью определенными связями).
По типу функциональных связей человека и машины СЧМС подразделяются на системы непрерывного взаимодействия, в которых человек ведет постоянный контроль и управление движущимся объектом или технологическим процессом, и системы эпизодического взаимодействия, в которых контроль и управление осуществляются регулярно («оператор—ЭВМ») или вероятностно («оператор — система целенаправленного контроля», «наладчик—станок»).
Любая СЧМС должна обладать заданными свойствами, которые закладываются в нее при проектировании и реализуются в процессе эксплуатации. Под свойствами СЧМС понимаются ее объективные особенности, проявляющиеся в процессе эксплуатации. Количественные характеристики того или иного свойства называются показателями качества СЧМС. Существует ряд показателей качества, влияющих на деятельность человека в СЧМС и в то же время зависящих от его деятельности:
1. Быстродействие (время регулирования) — определяется временем прохождения информации по замкнутому контуру СЧМС:
где Тi — время задержки (обработки) информации в i-ом эвене СЧМС, k — число последовательно соединенных звеньев СЧМС, в качестве которых могут выступать как технические звенья, так и операторы.2. Надежность — характеризует безошибочность (правильность) решения стоящих перед СЧМС задач. Оценивается вероятностью правильного решения задачи, которая по статистическим данным определяется отношением:
где Мош и N — соответственно число ошибочно решенных и общее число решаемых задач.
2. Точность работы оператора — определяется степенью отклонения некоторого параметра, регулируемого или измеряемого оператором, от заданного или номинального значения. Количественно точность работы оценивается величиной погрешности, с которой оператор измеряет, устанавливает или регулирует данный параметр:
где Пн — номинальное или заданное значение параметра, Поп— фактически измеряемое или регулируемое оператором значение этого параметра.
3. Своевременность решения задачи СЧМС — оценивается вероятностью того, что задача будет решена за время, не превышающее допустимое:
где Рсв — вероятность своевременного решения, Мнс — число несвоевременных решений, N — общее число решений задач.
4. Безопасность труда человека в СЧМС — оценивается вероятностью безопасной работы:
где Рвоз — вероятность возникновения опасной или вредной для человека производственной ситуации i -типа, Р — вероятность неправильных действий оператора в i -ситуации, п — число возможных травмоопасных ситуаций.
5. Степень автоматизации СЧМС — характеризует относительное количество информации, перерабатываемой автоматическими устройствами, и определяется по формуле:
|
|
где Ка — коэффициент автоматизации, Ноп — количество информации, перерабатываемой оператором, Нсчмс — количество информации, циркулирующей в СЧМС.
Большое значение при анализе и оценке СЧМС имеют эргономические показатели — эргономичность системы, ее управляемость, обслуживаемость, освояемость и обитаемость. Они учитывают совокупность специфических свойств СЧМС, обеспечивающих возможность осуществления в ней эффективной деятельности оператора (группы операторов). Общие методические рекомендации по определению этих показателей приведены в работе («Руководство по эргономическому обеспечению», 1979).