Если международный стандарт нецелесообразно применять в качестве национального стандарта РФ путем оформления идентичного или модифицированного стандарта по техническим, технологическим, климатическим, экономическим или другим соображениям, то такой стандарт является неэквивалентным.
Неэквивалентные стандарты не обеспечивают гармонизацию международных и национальных стандартов. Более подробная информация по данным вопросам отражена в ГОСТ Р 1.5-2004 пункт 8.3.
Разработка неэквивалентных стандартов требует значительных временных и финансовых затрат. Сложны процесс разработки и процедура принятия стандарта, по сравнению с идентичным и модифицированным стандартами.
Разработка неэквивалентного стандарта должна производиться в исключительных случаях.
2.3. Международная стандартизация
Для обеспечения преемственности работ по стандартизации представители государств – бывших республик СССР в марте 1992 года подписали Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации. В этом документе заложены основы системы межгосударственной стандартизации.
|
|
Государственные стандарты Союза ССР были признаны межгосударственными стандартами (ГОСТ). Аббревиатура ГОСТ сохранена для обозначения вновь разрабатываемых межгосударственных стандартов.
Создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС). В МГС участвуют 12 государств СНГ. Рабочими органами МГС являются межгосударственные технические комитеты по стандартизации (МТК). МТК разрабатывают межгосударственные стандарты и проводят другую работу в области межгосударственной стандартизации.
Межгосударственные стандарты и изменения к ним принимаются по решению МГС, заседания которого проходят два раза в год. В качестве проекта межгосударственного стандарта может быть предложен действующий национальный стандарт государства-участника Соглашения. В свою очередь межгосударственный стандарт может быть принят в качестве национального стандарта.
Различают следующие виды межгосударственных стандартов (ГОСТ):
- Стандарты основополагающие;
- Стандарты на продукцию (услуги);
- Стандарты на процессы;
- Стандарты на методы контроля (испытаний, измерения, анализа).
Порядок разработки и требования к построению межгосударственных стандартов изложен в ГОСТ 1.5 – 93. “Правила проведения работ по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов”.
Принято решение о переименовании стандартов СЭВ в межгосударственные стандарты путем прямого применения. Всем ГОСТам,срок действия которых истек на 01.01.92 г. – 01.01.93 г. сняты ограничения срока действия до их пересмотра.
|
|
Обеспечение государств-участников Соглашения межгосударственными стандартами осуществляется через технический секретариат, представляющий в государства по 2 экземпляра каждого ГОСТа для дальнейшего тиражирования.
Для решения организационных вопросов деятельности МГС создан основной рабочий орган - технический секретариат, который в 2000 году был переименован в Бюро стандартов с размещением его в городе Минске (Республика Беларусь).
Международная организация по стандартизации (ISO) признала МГС в качестве международной региональной организации по стандартизации. Отдавая должное большой работе, проводимой МГС в рамках СНГ, Совет Международной организации по стандартизации (ИСО) в 1995 году признал МГС региональной организацией по стандартизации Евроазиатского региона с регистрацией названия «Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации», а также его эмблему.
Эмблема Евразийского совета по стандартизации, метрологии
и сертификации
Эмблема
Евразийского совета по стандартизации, метрологии
и сертификации
(Межгосударственный совет по стандартизации,
метрологии и сертификации (МГС)