Тема 4. Логистика запасов и складирования

Запасы требуют больших капиталовложений, являясь одним из факторов, определяющих политику предприятий и воздействующих на уровень логистического обслуживания в целом.

Товарно-материальные запасы, являясь своего рода страховкой, всегда считались фактором, обеспечивающим гибкое функционирование материально-технического снабжения. Есть три вида товарно-материальных запасов: сырье, продукция на стадии изготовления и готовая продукция.

В свой черед они делятся на надлежащие части в зависимости от их целевого назначения: переходные, циклические, страховые. К переходным запасам относятся технологические, движущиеся из одной логистической системы в другую. К циклическим запасам относят текущие запасы в одну партию, или создаваемые в период среднестатистического производства.

Затраты, связанные с созданием и содержанием запасов можно разбить на несколько групп:

  • отвлечение части финансовых средств на поддержание запасов;
  • расходы на содержание специально оборудованных помещений (складов);
  • оплата труда специального персонала;
  • дополнительные налоги;
  • постоянный риск порчи, нереализации просроченного товара, хищения.

В свою очередь отсутствие необходимого объема запасов приводит также к расходам, которые можно определить в следующей форме потерь:

  • потери от простоя производства,
  • потеря от упущенной прибыли из-за отсутствия товара на складе в момент возникновения повышенного спроса,
  • потери от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам;
  • потеря потенциальных покупателей и др.

К страховым запасам относят резервные, организованные на случай непредвиденных изменений спроса и т. п.

Основной причиной создания товарно-материальных запасов является стремление к экономической безопасности субъектов производственной деятельности.

Прогнозирование дефицита – сильнейший стимул к созданию запасов. Существует несколько уровней издержек при наличии дефицита запасов.

1. Издержки, возникающие в связи с невыполнением или задержкой заказа. Приводят к дополнительным затратам на продвижение и отправку дефицитного заказа.

2. Издержки при потере постоянного клиента. В случаях, когда заказчик вынужден искать другую фирму, теряется не только торговая сделка, но и постоянный клиент.

3. Издержки потери сбыта при отсутствии нужного товара (материала, сырья и т. д.) – заказчик вынужден искать его в другой фирме. Цена упущенных или нереализованных торговых сделок ниже цены дефицита запасов.

В нее включаются потеря времени на изготовление продукции, рабочего времени, потеря времени из-за переходов между сложными технологическими процессами.

Технологические и переходные запасы. Объемы переходных запасов будут велики, когда перемещение запасов занимает много времени, при длительных сроках реализации товара, при больших временных интервалах между моментами выхода товара и его прибытия на склад.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: