Цель занятия: Изучить морфологию и биологию насекомых – возбудителей и переносчиков заболеваний человека.
Задачи:
1.Изучить особенности морфологии и биологии отрядов насекомых, имеющих медицинское значение.
2.Изучит медицинское значение тараканов, блох, вшей и двукрылых
3.Познакомиться с компонентами и характеристикой природных очагов трансмиссивных заболеваний, передающихся кровососущими насекомыми.
4.На микропрепаратах освоить навыки идентификации видовой принадлежности и стадий развития кровососущих насекомых.
5.Познакомиться с методами профилактики трансмиссивных заболеваний, передающимися насекомыми.
В результате изучения материала студент должен:
Знать:
До изучения темы:
1. Классификацию и характеристику класса Насекомые.
2. Особенности морфологии жизненные циклы вшей, блох, комаров, мух.
3. Роль изученных представителей класса насекомых в переносе возбудителей трансмиссивных болезней человека.
После изучения темы:
1. Отличительные особенности морфологии самцов и самок изучаемых насекомых.
|
|
2. Механизмы и способы передачи возбудителей заболеваний.
3. Составные компоненты и характеристику очагов трансмиссивных заболеваний (чумы, сыпного и возвратного тифа).
Студент должен уметь:
1.Идентифицировать на микропрепаратах эктопаразитов человека: вшей, блох, комаров, клопов.
2.Определять ротовые аппараты мух.
3. Составить схему и дать характеристику природного очага чумы.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:
1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.
2). Ответить на вопросы для самоконтроля:
1. Особенности строения и развития насекомых.
2. Отряд вши. Приспособления к паразитическому образу жизни. Медицинское значение. Понятие облигатно-трансмиссивных заболеваний.
3. Отряд блохи. Особенности строения и образа жизни. Пути заражения человека чумой. Характеристика природного очага чумы.
4. Отряд клопы. Особенности строения. Медицинское значение.
5. Муха - механический переносчик заболеваний. Особенности строения тела. Ротовой аппарат комнатной мухи, осенней жигалки.
6. Возбудители миазов - оводы, вольфартова муха.
7. Кровососущие насекомые - слепни, мокрецы, мошки.
8. Медицинское значение москитов.
9. Меры борьбы с насекомыми - возбудителями и переносчиками заболеваний.
3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля:
Выберите правильный ответ (ответы):
9. Постоянные эктопаразиты человека, развитие которых происходит с неполным метаморфозом,: а)блохи, б) вши, в)комары, г)москиты, д)муха це-це.
|
|
10. Временные эктопаразиты человека, развитие которых происходит с полным метаморфозом,: а)блохи, б) вши, в)комары, г)москиты, д)муха це-це, е)клопы.
11. Эктопаразиты, являющиеся возбудителями болезней человека,: а)тараканы, б)муха це-це, в)триатомовый клоп, г)блохи, д)головная вошь, е)лобковая вошь.
12. К специфическим переносчикам возбудителей болезней человека относятся: а)блоха, б) клещ поселковый, в)муха комнатная, г)головная вошь, д) грызуны, д) свиньи.
13. Переносчики возбудителей болезней человека: а)вольфартова муха, б)головная и платяная вошь, в)аргазовый клещ, г)чесоточный клещ, д)грызуны.
14. По числу видов животных-резервуаров природный очаг может быть: а)моногастальным, б) полигастальным, в)моновекторным, г) поливекторным, д)факультативным.
15. По числу родов переносчиков природный очаг может быть: а)моногастальным, б) полигастальным, в)моновекторным, г) поливекторным, д)факультативным, е)трансмиссивным.
16. Установить соответствие
Переносчик: 1)платяная вошь, 2)блоха крысиная, 3)комнатная муха
Болезнь: а)возвратный тиф, б) дизентерия, в)холера, г)болезнь Лайма, д)чума, е)сыпной тиф.
17. Установить соответствие
Переносчик: 1) головная вошь, 2)комнатная муха, 3)блоха крысиная
Болезнь: а)дизентерия, б)фтириоз, в)сыпной тиф, г)педикулез, д)чума.
18. Дополнить: введение возбудителя в ранку при укусе кровососущего насекомого – это ___________________.
4). Оформить в альбоме и заполнить таблицы: