5.1. Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике
Переходная экономика характеризует промежуточное состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Переходная экономика - это переход экономики в новое состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Изменения, происходящие в переходной экономике, - это изменения развития, а не функционирования.
Необходимость реформирования экономики бывших стран социализма обусловлена неспособностью административно-командной экономики обеспечить устойчивые темпы экономического развития, неэффективностью функционирования данной системы.
Переходный период в экономике отражает ее особое состояние, характеризующееся неустойчивостью, нерав- новесностью и выражающее переход к новому типу экономической системы. Основными факторами торможения переходного периода являются следующие: экономические (устаревшие, тормозящие экономическое развитие производственные отношения); технико-экономические (моральный и материальный износ производственного потенциала, требующий перехода на новую научно-техническую ступень); организационно-управленческие (кризис управления); мотивационные (исчерпание мотивационного потенциала действующей системы); социальные (падение уровня жизни, конфликтность общества); внешние (сдерживающие или разрушительные воздействия внешних условий). Признаками наступающего переходного периода являются: разнотипность, несовместимость экономических форм; неустойчивость экономического развития, явления спада и кризиса; нарастание новых экономических отношений; конфликтность экономических отношений. Главная функция переходного периода - сформировать основу новой экономической системы. Следует иметь в виду, что переходная экономика сама по себе не представляет единую экономическую систему, поскольку не обладает свойствами системы - устойчивостью, целостностью, целеполаганием, интегративностыо структуры и др. Эго особое состояние экономики, отличающееся промежуточностью и неустойчивостью.
|
|
Переходный период от централизованно регулируемой к рыночной экономике включает три этапа: первый - ситем- но-кризисного состояния экономики, деформации старого экономического порядка; второй - относительной стабилизации и становления нового экономического порядка; третий - структурной перестройки и утверждения основных характеристик национальной модели экономики.
В трансформации экономики Беларуси можно выделить следующие этапы: 1991-1995 гг. - период глубокого затяжного кризиса; 1996-2000 гг. - этап выхода экономики из кризиса и развития рыночных реформ; 2001 г. и н.в. - переход на инвестиционно-инновационный путь устойчивого развития. Все элементы преобразований могут быть систематизированы по трем основным блокам: институциональные преобразования, либерализация, макроэкономическая стабилизация.
|
|
В первый блок включаются институциональные преобразования, к числу которых относятся следующие: изменение роли государства в экономике, состоящее в переходе от централизованного управления экономикой к гибкому сочетанию методов прямого и косвенного регулирования, в пересмотре функций государства; разгосударствление и приватизация собственности; становление предпринимательства и институтов рыночной инфраструктуры; формирование системы рынков; создание правовой базы новой' системы хозяйствования.
Второй блок составляют меры по либерализации экономики. Наиболее существенными в ней являются следующие меры: либерализация рынков; либерализация внут-| ренних цен; либерализация внешнеэкономических связей; демонополизация экономики и введение антимонопольно'- го регулирования; введение системы банкротств несостоя
тельных предприятий; создание благоприятной среды для развития предпринимательства, поддержка национальных производителей.
Третий блок - макроэкономическая стабилизация. К ней относятся чаще всего финансовые меры: минимизация дефицита государственного бюджета; ужесточение денежно-кредитной политики в антиинфляционных целях; изменение налоговой политики с целью сокращения льгот, устранения внебюджетных фондов и т.д.
Все элементы преобразований взаимосвязаны и именно в силу этого приобретают характер системных реформ. Вместе с тем существует проблема последовательности и субординации указанных направлений как в отношении отдельных сторон (например, вопрос о первичности либо приватизации и демонополизации, или либерализации цен), так и в отношении блоков в целом. Она неразрывно связана с выбором определенной модели преобразований экономики. Модель представляет собой совокупность мер в условиях переходной экономики, характеризующуюся особой субординацией указанных мероприятий и степенью радикализма их реализации (скоростью и глубиной реформ). Как известно, основными моделями являются «шоковая терапия» и градуализм.
В модели «шоковой терапии» основными элементами являются: в институциональных преобразованиях - приватизация, в либерализации - либерализация цен, в макростабилизации - финансовая стабилизация монетарными методами. Для нее характерна крайне высокая степень радикализма (одномоментность проведения, быстрое разрушение старой системы). Примером могут служить преобразования, проводимые в Польше, России.
В градуалистской (эволюционной) модели на первый план выходят: в институциональной сфере - пересмотр и обновление функций государства, в либерализации - расширение самостоятельности хозяйствующих субъектов и стимулирование отечественных товаропроизводителей, в макростабилизации - структурная перестройка и развитие реального производства. Для нее характерны постепенность преобразований, использование элементов прежней системы, в социальном плане - ориентация на принципы партнерства, что не влечет за собой резких социальных потрясений и обнищания народа. Именно этот путь трансформации был избран для Беларуси.
5.2. Перспективная модель национальной экономики Беларуси
Каждая страна стремится к общим целям развития цивилизации, но идет к ним своим путем, исходя из национальных интересов, постоянно действующих и долговременных факторов (территории, населения, природных ресурсов, климата и др.), исторического пути развития, особенностей культуры, традиций, обычаев, психического склада, типа мировоззрения или менталитета народа, а также общей стратегии развития.
|
|
Исходное состояние системы - это первое, что определяет,. с одной стороны, набор средств воздействия на нее, с другой - результативность их применения. Экономика Республики Беларусь к началу переходного периода характеризовалось следующими чертами: сильная и достаточно длительная по времени интеграция хозяйственного комплекса республики в единый народнохозяйственный комплекс СССР; чрезвычайно тесная взаимосвязь Беларуси и России как по ввозу, так и вывозу продукции; размещение подавляющей части рынков сбыта продукции в республиках СНГ; неконкурентоспособность отечественной продукции на мировых рынках из-за ее низкого качества; односторонняя привязка к России по топливно-энергетическим и некоторым сырьевым ресурсам; отсутствие собственной достаточной минерально-сырьевой базы; доминирование государственной формы собственности; «социалистический» менталитет народа; несоответствие структуры производства потребностям общества; чрезвычайная монополизация экономики и слабое развитие конкуренции; глубочайший социально-экономический кризис.
Признание, во-первых, преимуществ эволюционной формы ее рыночного реформирования; во-вторых, необходимости недопущения дальнейшего снижения благосостояния народа; в-третьих, закономерности проведения реформ под руководством и при непосредственном участии государетва однозначно свидетельствовали о целесообразности создания в республике социально ориентированной модели экономики. Ключевую роль в выборе сыграли следующие факторы: длительная принадлежность к социалистической системе; историческая вера в необходимость сильного государства; традиционная сдержанность, терпеливость народа Беларуси обусловила взвешенный подход к рыночным реформам, отказ от «шокового» пути преобразований, обогащения немногих за счет большинства населения.
|
|
Типовая модель социально ориентированной экономики характеризуется следующими чертами: «смешанная экономика», в которой достаточно весома доля государственной собственности; макроэкономическое регулирование осуществляется не только средствами денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, но охватывает другие сферы экономики: инвестиционную, структурную области, трудовые отношения; особое значение для государственных органов имеет поддержание конкурентных отношений, которое обеспечивается средствами структурной политики и содействием развитию малого и среднего бизнеса; развитая система социальной поддержки населения при ведущей роли в ней государства, расходы которого составляют значительную часть государственного бюджета.
В прикладном плане системная модель национальной экономики рыночного типа - это способ организации и функционирования народного хозяйства на рыночных принципах. Белорусская перспективная модель экономики включает следующие направления государственной политики, определяющей контуры будущего общества: общую социальную ориентацию общества, государства, экономической системы; построение политических и идеологических структур конституционно закрепленного социального демократического правового государства; приоритетное развитие человеческого потенциала; переход на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства; повышение эффективности производства и страновой конкурентоспособности.
В качестве стратегических целевых ориентиров должны выступать социальные индикаторы развития. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 г. определяет стратегическую цель как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущего поколений.
Однако следует отметить, что некоторые преобразования замедлились в связи с: недостаточно благоприятной правовой и экономической средой для развития бизнеса; слабой государственной поддержкой предпринимательской деятельности; низким уровнем инвестиционной привлекательности для зарубежных инвестиций; отсутствием широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщением отечественной продукцией белорусского рынка и ее продвижением на мировой рынок, расширением производства и созданием новых рабочих мест; низким уровнем эффективности управления и экономической ответственности собственников приватизированных предприятий и персонала за результаты их производственной деятельности.
Для успешного построения ПМЭ необходимы предпосылки и преобразования в действующей экономической системе страны: в реальном секторе - создание эффективной и конкурентоспособной экономики на основе структурной перестройки, модернизации и обновления технологической базы производства, выпуска высокотехнологической наукоемкой продукции, развитие сферы услуг; финансовом секторе - формирование финансовых структур и механизмов, ориентированных не только на выживание (быстрооку- паемые проекты),, но и на долгосрочные крупные проекты национального и международного масштабов; институци- оналъно-правовой сфере - построение системной законодательной основы, закрепляющей в правовом пространстве принципы и институты социально ориентированной рыночной экономики; внешнеэкономической сфере — ориентация на принципы открытости национальной экономики внешнему миру, многовекторности внешней политики; области управления и регулирования социально-экономических процессов - гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования.
Для достижения этих целей выделяются следующие (практические) этапы социально-экономического развития в направлении ПМЭ. Первый этап (2001-2005 гг.) - создание необходимых условий для возобновления устойчивого экономического развития, повышения уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики. Второй этап (до 2010 г. - создание макроэкономических условий для стабильного социально-экономического и экологического развития, повышение уровня жизни народа на основе роста эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. Третий этап (2011-2020 гг.) - формирование постиндустриального информационного общества с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства, а экономическое развитие должно обеспечиваться за счет функционирования зрелых институтов рыночной экономики, углубления структурных преобразований, расширения частного бизнеса.