Общая характеристика философии Платона

Большую работу по систематизации всей предшествующей философии проделали Платон (427-347) и Аристотель (384-322).

В философской системе Платона уже четко можно выделить все 4 основные части философского знания того времени: онтологию, гносеологию, космологию и этику.
Онтология. Платон характеризует бытие, как и элеаты, но, в отличие от них, бытие у него множественно. И здесь он близок к Демокриту, но он это множество бытий называет видами, идеями (эйдос) или сущностями, часто тождественными. То есть бытие по Платону – вид, идея, сущность. Важно, что в онтологии Платона мир разделен на мир идей и мир реальных вещей. При этом мир идей является “истинно существующим”, а мир материальный является производным от первого. Для всех действий в материальном мире есть идея или причина. Идеи - образцы или цели вещей.
Космология. С учением о бытие в системе Платона тесно связана космология. Платон развивал идею о творении Космоса божеством. Творца мира Платон называет божественным демиургом, который также вселил ум в душу космоса, а душу в тело. Кроме мировой души Платон признавал существование звезд, человеческих душ, душ животных и растений. Он был убежден, что небесные тела – это видимые боги, обладающие телом и душой.
Теория познания (гносеология). Теория познания Платона опирается на его учение о душе. После смерти душа попадает в мир идей и созерцает их. Поэтому процесс познания, по Платону, состоит в припоминании душой тех идей, что она когда-то созерцала. Истинное знание дает только мышление, то есть независимый от чувственных восприятий самостоятельный процесс припоминания. Чувственное познание дает лишь мнение о вещах. Таким образом, процесс познания по Платону - это диалектика, то есть искусство вести устную речь, ставить вопросы и отвечать на них.
Этика. Платоновская этика ориентирована на самосовершенствование личности, на создание совершенного общества – государства.
По учению Платона душа состоит из 3-х частей:

· разумной (основа добродетели мудрости);

· пылкой, волевой (основа добродетели мужества);

· вожделяющей, чувственной (преодоление чувственности – добродетель умеренности, благополучия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: