Педагогика в системе наук о человеке. Объект и предмет, основные категории педагогики

Педагогика - эта наука об обучении, воспитании и образовании человека. Она возникла, как самостоятельная наука в 17 веке и связано это с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского, который написал трактат "Великая дидактика".

Для определения педагогики как науки важно установить ряд факторов, которые характеризуют ее как и любую другую науку:

  • Как и всякая наука, педагогика, имеет свой предмет, методы исследования, основные категории и общественную значимость. Предмет педагогики двуедин и включает в себя педагогическую систему (подходы к выработки цели, содержания, форм, методов) и педагогическую деятельность (учебно-воспитательная, научно-исследовательская, управленческая).
  • Наука возникла из практической потребности общества в изучении, обобщении и передаче ранее накопленных исторических ценностей.
  • Для изучения своего предмета исследования наука педагогика использует методы научного исследования. Все многообразие методов исследования можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические и статистические методы.

Объектом педагогики выступает человек, развивающийся посредством специально организованного процесса воспитания (Объектом педагогики могут быть ученики, воспитанники, учебные коллективы, учителя, воспитатели, педагогические коллективы, а также относящиеся к области воспитания и образования явления, которые обусловливают развитие индивида в процессе целенаправленной деятельности общества).

Предметом педагогики является педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни, т. е. процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях той или иной педагогической системы.

Основными категориями педагогики являются: обучение; воспитание; образование; развитие; самообразование; педагогический процесс; педагогическая система; педагогическая деятельность; педагогическая технология; педагогическое взаимодействие.

26. Отрасль педагогических знаний. Место педагогики в системе о человеке. Связь педагогики с другими науками.

Педагогика развивается и совершенствуется, укрепляя свои связи с такими науками как психология, философия, социология, этика, эстетика, физиология, гигиена, история, математика и др. Эта связь выражается в трёх основных аспектах:

1) педагогика заимствует из этих наук их понятия, идеи, категории и интерпретирует применительно к предмету своего исследования.

2) педагогика заимствует методы их исследования

3) педагогика сама обогащает другие науки разработанными в её недрах идеями и теориями (например, теория детского воспитательного коллектива А.С. Макаренко получила в дальнейшем развитие в психологии, социологии и т.д.).

По мере расширения границ исследования в педагогике происходит дифференциация педагогических знаний. В результате в ней стали выделяться и формироваться отдельные научные дисциплины, отличающиеся друг от друга особенностями объекта воспитания и предмета исследования. В настоящее время в систему педагогических наук входят:

- общая педагогика – исследует основные закономерности воспитания как специально организованного педагогического процесса и составляет основу для разработки всех отраслей педагогических знаний.

- дошкольная педагогика – изучает особенности и закономерности воспитания и развития детей дошкольного возраста.

- школьная педагогика

- производственная педагогика – изучает проблемы профессионального обучения работающих, повышение их квалификации и переподготовки.

- специальные педагогики (сурдо-(глухой), тифло-(слепой), олигофренопедагогика (умственно отсталые или люди, с психофизическими особенностями), логопедия (наука о нарушениях речи, их преодолении и предупреждении средствами коррекционного обучения и воспитания).

- социальная педагогика – разрабатывает проблемы внешкольного обучения и воспитания, влияния социума на развитие и формирование личности.

- история педагогики

- этнопедагогика – исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания.

- педагогика семьи - педагогика общения - педагогика высшей школы

- сравнительная педагогика – раскрывает особенности организации образования в различных странах

- акмеология – изучает процессы развития и совершенствования творческого и профессионального мастерства зрелой личности.

- пеницитарная педагогика – педагогика исправительно-трудовых учреждений

- военная педагогика - правовая педагогика

- педеутология – изучает особенности профессиональной подготовки учителей.

Исследование многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, использование данных других наук о человеке. Педагогика тесно взаимодействовала со многими науками, которые повлияли на ее становление и развитие: философией, психологией, биологией, антропологией, медициной, экономическими науками, социологией, политологией и др.

Можно выделить четыре основные формы связи педагогики с другими науками:

1) использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук;

2) творческое заимствование методов исследований;

3) использование конкретных результатов исследований других наук;

4) участие педагогики в комплексных исследованиях человека.

27. Методы педогогических исследований.

Методы педагогических исследований - это пути, способы, с помощью которых педагоги добывают знания о процессах и результатах воспитания, обучения, образования, развития, формирования личности. Существует много методов накопления знаний. Среди них выделим традиционные (эмпирические) и новые (экспериментальные, теоретические).

Традиционными называются методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки. Это методы, которыми пользовались в свое время Платон и Квинтилиан, Коменский и Песталоцци, применяются они в науке и поныне. К традиционным методам относятся наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение продуктов ученического творчества, беседы.

Наблюдение - наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского. Главные отличия его в том, что: 1) определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения; 2) результаты обязательно фиксируются; 3) полученные данные обрабатываются, сопоставляются с уже известными, перепроверяются с помощью других методов. Для большей эффективности наблюдение должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: