Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный
спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным
основаниям (критериям). Прежде всего следует выделить методы духовной, идеальной
(в том числе научной) и методы практической, материальной деятельности.
В настоящее время стало очевидным, что система методов, методология, не
может быть ограничена лишь сферой научного познания, она должна выходить за
ее пределы и непременно включать в свою орбиту и сферу практики. При этом
необходимо иметь в виду тесноевзаимодейсвие этих двух сфер.
Что касается методов науки, то оснований их деления на группы может
быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного
познания можно выделить методы формальные и содержательные,
эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы
исследования и изложения и т.п.
Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различия методов
естествознания и методов социально-гуманитарных наук. В свою очередь, методы
|
|
естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и
методы изучения живой природы и т.п. Выделяют также качественные и количественные
методы, однозначно - детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и
опосредованного познания, оригинальные и производные и т.д.
К числу характерных признаков научного метода (к какому бы типу он ни
относился) чаще всего относят: объективность, воспроизводимоеэвристичность,
необходимость, конкретность и др.
В современной науке достаточно успешно «работает» многоуровневая
концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания
могут быть разделены на следующие основные группы (по степени общности и
широте применения).
Философские методы, среди которых наиболее древними являются
диалектический и метафизический. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К
их числу также относятся такие методы, как аналитический (характерный для
современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический,
герменевтический (понимание) и др.
Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое
развитие и применение в науке. Они выступают в качестве своеобразной
«промежуточной» методологии между философией и фундаментальными теоретико-
методологическими положениями специальных наук.
К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и
|
|
структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование,
формализация и ряд других.
Особенно бурно в последнее время развивается такая общенаучная дисциплина,
как синергетика - теория самоорганизации и развития открытых целостных систем
любого происхождения - природных, социальных, когнитивных (познавательных).
Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего
«промежуточного характера» они опосредствуют взаимопереход философского и
частнонаучного знания (а также соответствующих методов).
Дело в том, что первое не накладывается чисто внешним, непосредственным
образом на второе. Поэтому попытки сразу, «в упор», выразить специально-научное
содержание на языке философских категорий бывают, как правило,
неконструктивными и малоэффективными.
Частнонаучные методы - совокупность способов, принципов познания,
исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке,
соответствующей данной основной форме движения материи, это методы
механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.
Дисциплинарные методы - система приемов, применяемых в той или иной
научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.
Методы междисциплинарного исследования - совокупность ряда
синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов
различных уровней методологи), нацеленных главным образом на стыки научных
дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных
научных программ.
Таким образом, методология не может быть сведена к какому-то одному, даже
«очень важному методу».
Методология не есть также простая сумма отдельных методов, их «механическое
единство». Методология - сложная, динамичная, целостна субординированная система
способов, приемов, принципов разных уровней, сферы действия, направленности,
эвристических возможностей, содержаний, структур и т.д.
18 Системный метод научных исследований
Корни системного подхода к изучению окружающего мира уходят в глубокую древность. В неявной форме они осознавались и широко применялись в античной науке, хотя сам термин «система» появился значительно позднее.
Для системного подхода характерно целостное рассмотрение, установление взаимодействия составных частей или Элементов совокупности, несводимость свойств целого к свойствам частей.
Наиболее согласованным является следующее определение системы: «Система — это множество элементов, находящихся в отношениях и данных друг с другом, образующих определенную целостность».
Для лучшего понимания природы систем необходимо рассмотреть сначала их строение и структуру, а затем и классификацию.
Строение системы характеризуется теми компонентами, из которых она образована. Такими компонентами являются: подсистемы, части или элементы системы - в зависимости от того, какие единицы принимаются за основу деления.
Структурой системы называют совокупность тех специфически взаимосвязей и взаимодействий, благодаря которым возникают новые целостные свойства, присущие только системе и отсутствующие у отдельных ее компонентов.
В принципе, к каждому отдельному объекту можно подойти с системной очки зрения, поскольку он представляет собой определенное целостное образование, способное к самостоятельному существованию. Весь окружающий нас мир, его предметы, явления и процессы оказываются совокупностью самых разнообразных по конкретной природе и уровню организации систем.
|
|
Классификация систем и методов их исследования может производиться по самым разным основаниям. Прежде всего, все системы можно разделить на
системы материальные и идеальные (или концептуальные). К материальным системам относится подавляющее большинство систем неорганического, органического и отчасти социального характера.
Наиболее типичным примером идеальной системы является научная теория, в которой с помощью понятий, обобщений и законов выражаются объективные, реальные связи и отношения, существующие в конкретных природных и социальных системах.
Появление системного метода как особого способа исследования многие относят ко времени второй мировой войны и наступившему мирному периоду.
Однако наиболее значительным шагом в формировании идей системного метода стала кибернетика как общая теория управления в технических системах, живых организмах и обществе. В ней наиболее отчетливо виден новый подход к исследованию различных по конкретному содержанию систем управления.
Фундаментальная роль системного метода заключается в том, что с его помощью достигается наиболее полное выражение единства научного знания.
Единство, которое выявляется при системном подходе к науке, заключается прежде всего в установлении связей и отношений между самыми различными по сложности организации, уровню познания и целостности охвата концептуальными системами, с помощью которых отображается рост и развитие нашего знания о природе.
19. Модель и моделирование в научных исследованиях.
Моделирование - один из наиболее распространенных способов исследования свойств и поведения объектов, процессов и явлений путем применения вспомогательной системы - модели, которая находится в определенном объективном соответствии с исследуемым объектом
Модели - это специальные (вспомогательные) си мы,отображающие исследуемые объекты в определенном целевом соответствии.
Процесс построения и исследования (изучения) моделей называется моделированием. Модели позволяют сформировать упрощенное представление о системе и получить результаты намного быстрее, чем при изучении реального объекта.
|
|
Это первый этап процесса моделирования - этап построения модели. Он предполагает наличие некоторых знаний о реальном объекте.
На втором этапе моделирования модель системы выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» экспериментов, в процессе которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее «поведении».
На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели на объект и получение дополнительных знаний о реальной системе.
Четвертый этап - практическая проверка полученных результатов и знаний о реальной системе с помощью моделей и их использование для создания, развития, модернизации системы и/или внешней среды (условии применения системы).
Таким образом, моделирование является циклическим процессом. Это означает, что за первым четырехэтажным циклом может последовать второй, третий и т.д
По форме представления модели подразделяются на два класса: физические и символические.
Физические модели представляют класс вещественных (материальных) моделей и подразделяются на модели подобия и аналоговые.
Символические модели характеризуются тем, что параметры исследуемого объекта и отношения между ними представлены семантическими, математическими и логическими символами. Класс символических моделей весьма широк: словесные описания - сценарии; схематические модели - чертежи, графики, блок-схемы; логические модели - алгоритмы программ, логические таблицы, номограммы; математические описания - формулы, математические зависимости и формализованные математические схемы. В практике моделирования используется весь спектр символических моделей.
20. Математические модели и методы.
На определенной стадии развития человечества общепризнанным инструментом моделирования становится математика. В сферу ее приложений вовлекаются все новые и новые дисциплины.
Столь высокая роль математики в научном исследовании обусловлена универсальностью ее языка и способностью с помощью относительно! Небольшого арсенала средств моделировать бесконечное количество разнообразных явлений и процессов реального мира,стремление к математической формализации при изучении экономическими и юридическими науками тех или иных явлений и процессов своих предметных областей обусловлено тем, что проведение прямых экспериментов, позволяющих собрать достаточно полную и объективную информацию об исследуемой этими науками реальности, в большинстве ели чаев практически невозможно.
Нужна концепция - определенное видение изучаемой реальности, которое и придает экспериментальным данным содержательный смысл. Превращает экспериментальный материал в объективную информацию о реальности. Такой концепций является модель реальности и, в частности математическая. Без подобных моделей экономические и юридические теории оказываются оторванными от своих эмпирических основ и сталкивается с опасность превращения в умозрительные спекулятивные теории.
21. Планирование научно-исследовательской работы.
Научно-исследовательские организации и образовательные учреждения разрабатывают планы работы на основе целевых комплексных программ, долгосрочных научных и научно-технических программ, хозяйственных договоров и заявок на исследования, представленных заказчиками.
Рабочая программа НИР - это изложение общей концепции исследования в соответствии с его целями и гипотезами. Она состоит, как правило, из двух разделов: методологического и процедурного.
Методологический раздел включает в себя:
-формулировку проблемы или темы;
-определение объекта и предмета исследования:
-определение цели и задач исследования;
-интерпретацию основных понятий;
-формулировку рабочих гипотез.
Формулировка проблемы (темы) - это определение задачи, которая требует решения. Различают проблемы социальные и научные.
Социальная проблема - это противоречие в развитии общественной системы или отдельных ее элементов.
Научная (гносеологическая) проблема - это противоречие между знаниями о потребностях общества и незнанием путей и средств их удовлетворения
Объект исследования — это то явление (процесс), которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию.
Предмет исследования - это те наиболее значимые, с точки зрения практики и теории свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению.
Гипотеза как научное предположение, выдвигаемое без объяснения каких-то фактов, явлений и процессов, является важным инструментом успешного решения исследовательских задач. Программа исследования может быть ориентирована на одну или несколько гипотез.
Составленный план не является окончательным и в процессе исследования может меняться, так как могут быть найдены новые аспекты изучения объекта и решения научной задачи.
Таким образом, для успеха научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности. Эти планы и последовательность действий зависят от вида, объекта и целей научного исследования.
22. Этапы планирования научно-исследовательской работы
Подготовительный этап включает: выбор темы; обоснование необходимости проведения исследования по ней; определение гипотез, целей и задач исследования; разработку плана или программы научного исследования; подготовку средств исследования (инструментария).
Вначале формулируется тема научного исследования и обосновываются причины ее разработки. Путем предварительного ознакомления с литературой и материалами ранее проведенных исследований выясняется, в какой мере вопросы темы изучены и каковы полученные результаты. Особое внимание следует уделить вопросам, на которые ответов вообще нет либо они недостаточны.
Составляется список нормативных актов, отечественной и зарубежной литературы, картотека опубликованной судебной практики. Разрабатывается методика исследования. Подготавливаются средства НИР в виде анкет, вопросников, бланков интервью, программ наблюдения и др. Для проверки их годности могут проводиться пилотажные исследования.
Исследовательский этап состоит из систематического изучения литературы, по теме, статистических сведений и архивных материалов; проведения теоретических и эмпирических исследований, в том числе сбора социально-правовой и криминологической информации и материалов юридической практики; обработки, обобщения и анализа полученных данных; объяснения новых научных фактов, аргументирования и формулирования положений, выводов и практических рекомендаций и предложений.
Третий этап включает: определение композиции (построения, внутренней структуры) работы; уточнение заглавия, названий глав и параграфов; подготовку черновой рукописи и её редактирование; оформление текста, в том числе списка использованной литературы и приложений.
Четвертый этап состоит из внедрения результатов исследования в практику и авторского сопровождения внедряемых разработок. Научные исследования не всегда завершаются этим этапом, но иногда научные работы студентов (например, дипломные работы) рекомендуются для внедрения в практическую деятельности правоохранительных органов и в учебный процесс.