Нагорно-Карабахский конфликт: особенности, причины, ход, результаты. Позиция России

Караба́хский конфли́кт— этнополитический конфликт в Закавказье между азербайджанцами и армянами. Межобщинный конфликт, имеющий давние исторические и культурные корни, приобрёл новую остроту в годы перестройки (1987—1988), на фоне резкого подъёма национальных движений в Армении и Азербайджане. К ноябрю — декабрю 1988 года в этот конфликт, как отмечал А. Н. Ямсков, оказались вовлечены большинство жителей обеих республик, и он фактически перерос рамки локальной проблемы Нагорного Карабаха, превратившись в «открытую межнациональную конфронтацию», которую лишь на время приостановило Спитакское землетрясение. Неготовность советского руководства к адекватным политическим действиям в обстановке обострившихся межнациональных распрей, противоречивость принимаемых мер, декларирование центральными властями равной степени вины Армении и Азербайджана в создании кризисной ситуации привели к зарождению и укреплению в обеих республиках радикальной антикоммунистической оппозиции.

В 1991—1994 годах эта конфронтация привела к масштабным военным действиям за контроль над Нагорным Карабахом и некоторыми прилегающими территориями. По уровню военного противостояния её превзошёл лишь чеченский конфликт, но, как отметил Сванте Корнелл, «из всех кавказских конфликтов карабахский конфликт имеет наибольшее стратегическое и общерегиональное значение. Этот конфликт — единственный на территории бывшего Советского Союза, в который непосредственно вовлечены два независимых государства. Более того, в конце 1990-х годов Карабахский конфликт способствовал формированию на Кавказе и вокруг него противостоящих друг другу группировок государств».

5 мая 1994 года был подписан Бишкекский протокол о перемирии и прекращении огня между Арменией и самопровозглашённой Нагорно-Карабахской Республикой с одной стороны и Азербайджаном с другой стороны.

Как писала Г. В. Старовойтова, «с точки зрения международного права этот конфликт является примером противоречий между двумя фундаментальными принципами: с одной стороны, права народа на самоопределение, а с другой стороны, принципа территориальной целостности, согласно которому возможно только мирное изменение границ по соглашению».

Посредством проведения референдума (10 декабря 1991 года) Нагорный Карабах пытался получить право на полную независимость. Попытка не удалась, и этот край стал заложником антагонистических претензий Армении и попыток Азербайджана удержать власть.
Результатом полномасштабных военных действий в Нагорном Карабахе 1991 года, начала 1992 года стал полный или частичный захват, регулярными армянскими частями, семи азербайджанских районов. Вслед за этим, боевые операции с использованием самых современных систем оружия перекинулись на внутренний Азербайджан и армяно-азербайджанскую границу. Таким образом, вплоть до 1994 года армянские войска оккупировали 20 % территории Азербайджана, разрушили и разграбили 877 населенных пунктов, при этом число погибших составляет около 18 тысяч человек, а раненых и инвалидов более 50 тысяч.
В 1994 году при помощи России, Киргизии, а также Межпарламентской Ассамблеи СНГ в городе Бишкеке Армения, Нагорный Карабах и Азербайджан подписали протокол, на основании которого была достигнута договоренность о прекращении огня. Хотя, переговоры относительно мирного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта велись еще с 1991 года. Первая встреча представителей Нагорного Карабаха и Азербайджана состоялась еще в 1993 году, а с 1999 года проходят регулярные встречи президентов Армении и Азербайджана. Не смотря на это, «градус» войны сохраняется, ведь Азербайджан всеми силами пытается сохранить свою прежнюю территориальную целостность, Армения настаивает на том, что защищает интересы Нагорного Карабаха, который как непризнанная республика вообще не является участником переговоров.

Этот трехэтапный конфликт имеет почти столетнюю историю и, пока, говорить о завершении третьего этапа, а, следовательно, и самого конфликта рано. Советом Безопасности ООН с апреля по ноябрь 1993 г. были приняты резолюции. Эти резолюции призывали стороны к разоружению и мирному урегулированию спорных вопросов. Результатом войны 1987-1991 гг. является победа армянской стороны, фактическая независимость Нагорно-Карабахской республики, «замораживание» конфликта. Жестокость обеих сторон по отношению к населению другой национальности, грубейшие нарушения прав человека при проведении операций, пытки, произвольные аресты, задержания. После поражения азербайджанской стороны возникла армянофобия, сопровождавшаяся разрушением памятников армянской культуры, кладбищ. Потери обеих сторон, по разным данным насчитывают до 50 000 человек. Ни одна из четырех резолюции СБ ООН не была полностью выполнена, несмотря на императивный характер.

Данный этно-территориальный конфликт в Нагорном Карабахе имеет весьма интересный состав сторон. По существу, это столкновение двух политических лагерей – армянского и азербайджанского. По факту, - столкновение трех политических сторон: Армении, Азербайджана и Нагорной Карабахской Республики (интересы Еревана и Степанакерта имели существенные различия).

Позиции сторон остаются противоречивыми до сих пор: НКР желает остаться суверенным государством, Азербайджан настаивает на возвращении территории, ссылаясь на соблюдение принципа территориальной целостности государства. Армения стремится оставить Карабах под своей эгидой.

Россия пытается стать миротворцем в Нагорно-Карабахском вопросе. Но интересы Кремля не позволяют стать независимым и беспристрастным третейским судьей на ближневосточной арене. 2 ноября 2008 года в Москве состоялись переговоры трех стран по поводу урегулирования Нагорно-карабахской проблемы. Россия надеется, что армяно-азербайджанские переговоры обеспечат стабильность на Кавказе.

Россия, являясь членом Минской группы ОБСЕ(Группа странсопредседателей ОБСЕ, возглавляющая процесс мирного разрешения нагорнокарабахского конфликта. Цель этой группы – постоянное обеспечение форума для переговоров кризисной ситуации на базе принципов, обязательств и положений ОБСЕ. Можно говорить о неэффективности этой группы, так как они выполнили лишь одну свою функцию – форум для переговоров9), предложила ведущим переговоры Армении и Азербайджану проект основных принципов урегулирования конфликта – Мадридские принципы.

Кстати, согласно переписи населения 2010 года в России проживает 1182 тыс. армян, а это 6-я по численности нация в России. Общероссийской общественной организацией, объединяющей армян России, является Союз Армян России. Если говорить о преследуемых им целях, то это многоплановое развитие и поддержка армян, как в России, так и в Армении и НКР.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: