Водяные, паровые, воздушные системы отопления служат для поддержания определенной положительной температуры в судовых помещениях в холодное время года.
В системе водяного отопления теплоносителем является вода, нагретая до температуры 80÷90°С, которая циркулирует по трубопроводам и через нагревательные приборы (грелки) отдает теплоту окружающему воздуху. Циркуляция воды в системе может быть естественной и принудительной. В первом случае охлажденная в системе вода вытесняет из водогрейного котла горячую воду, которая поднимается в расширительный бак и оттуда растекается по системе. Во втором случае горячая вода прокачивается через систему циркуляционным насосом.
Система водяного отопления благодаря большой аккумуляции теплоты создает устойчивый тепловой режим в помещениях, проста в изготовлении и эксплуатации, безопасна в пожарном отношении, однако элементы ее имеют большую массу.
К основным узлам системы водяного отопления относятся водогрейный котел, трубопровод, грелки, циркуляционный насос и расширительный бак. Водогрейный котел служит для снабжения системы отопления горячей водой. Горячую воду получают также в утилизационных котлах, использующих теплоту отработавших газов главных двигателей, на пароходах – в паровых водонагревателях. Иногда горячую воду берут из замкнутой системы охлаждения двигателя.
|
|
На водоизмещающих судах трубопровод водяного отопления изготовляют из стальных водогазопроводных труб, на СПК и СВП – из алюминиевого сплава.
Система водяного отопления может быть однотрубной, когда горячая и отработавшая вода циркулирует по одному трубопроводу, и двухтрубной, когда горячая вода подводится по одному трубопроводу, а отработавшая – отводится по другому трубопроводу. Диаметр труб определяется расчетом из условия заданной скорости движения воды в системе.
Систему с естественной циркуляцией называют гравитационной (рис. 36). Нагретая в котле вода поднимается по стояку в расширительный бак, от которого отходят воздушная и переливная трубы. Из бака горячая вода по магистральным трубопроводам подводится к грелкам, расположенным в носу и на корме. Отработавшая вода из грелок опускается по трубам вниз и поступает обратно в котел. Для создания циркуляции в системе во время ее прогрева служит ручной насос.
Рисунок 36 – Система водяного отопления с естественной циркуляцией 1. ручной насос; 2. водогрейный котел; 3. термометр; 4. водоподогреватель; 5. расширительный бак; б. грелка; 7. кран; 8. автоматический воздуховыпускной клапан (вантуз); – – – – – – – трубопровод горячей воды; – · – · – · – · трубопровод отработавшей воды; – ·· – ·· – ·· – переливная труба. |
Системой парового отопления разрешается оборудовать только хозяйственные и бытовые судовые помещения. В качестве теплоносителя используют сухой насыщенный пар температурой 120÷130°С и давлением 3·105Па, получаемый в паровых котлах. Пар, проходя через грелки, отдает свою теплоту воздуху и конденсируется. При паровом отоплении судовых помещений обеспечивается их более быстрый обогрев по сравнению с водяным отоплением. Однако пригорание пыли на грелках вследствие высокой температуры пара и создаваемый при работе шум ограничивают применение на судах системы парового отопления.
|
|
Основным элементом системы (рис. 37) является паровой котел. Пар из котла по трубопроводу 2 через редукционный и предохранительный клапаны поступает в сепаратор, где происходит его осушение. Редукционный клапан снижает давление пара, поступившего из котла, до рабочего значения. Предохранительный клапан предотвращает повышение давления пара более допустимого в случае выхода из строя редукционного клапана. Излишки пара при повышении давления стравливаются из системы через предохранительный клапан в атмосферу или в теплый ящик, предназначенный для сбора конденсата. Осушенный пар пропускается в распределительную коробку, откуда распределяется по трубопроводам отопительной магистрали.
Пар, поступивший в грелки, частично конденсируется, и смесь его с конденсатом через конденсатную коробку и далее через клапан 13 поступает в конденсатоотводчик и отводится в теплый ящик. Поступление пара в грелки регулируется клапанами 8, а выход пара из грелки – клапанами 10. Для отвода пара за борт служит трубопровод 11.
Рисунок 37 – Однопроводная система парового отопления 1. паровой котел; 2, 11, 16. трубопроводы; 3, 4. редукционный и предохранительный клапаны; 5. сепаратор; 6. распределительная коробка; 7. отопительная магистраль; 8, 10, 13. клапаны; 9. грелки; 11. конденсатная коробка; 14. конденсатоотводчик; 15. теплый ящик |
Рассмотренная система парового отопления, выполненная по одно-проводной схеме, по массе на 25÷30% легче двухпроводных. Однако нагревательная способность грелок при первой схеме значительно ниже, чем при двухпроводной, вследствие увлажнения пара движущимся вместе с ним конденсатом.
Трубопровод парового отопления выполняют из бесшовных стальных труб; арматура может быть стальной или бронзовой.
В системе воздушного отопления теплоносителем является воздух, который подается в обогреваемое помещение предварительно подогретым примерно до 40°С в специальных теплообменных аппаратах, называемых калориферами. Система воздушного отопления может быть без рециркуляции и с циркуляцией воздуха. В первом случае системы воздушного отопления и вентиляции совмещены и в помещение поступает свежий подогретый воздух. Во втором случае осуществляется внутренняя циркуляция воздуха обогреваемого помещения через воздухоподогреватели. Последняя система более экономична.
В воздухоподогревателях воздух подогревается горячей водой, паром или электричеством. Свежий воздух через вентиляционные головки нагнетается электровентилятором в воздухоподогреватель, по трубам которого циркулирует пар или горячая вода. Нагретый воздух через воздухораспределитель по трубопроводам подводится в каюты. Поступление в обогреваемое помещение подогретого воздуха регулируется при помощи шиберов (заслонок), установленных на приемных воздухопроводах.
В некоторых системах воздушного отопления окончательный подогрев воздуха может осуществляться калориферами, установленными непосредственно в обогреваемом помещении. Регулируют отопление посредством регулировочного клапана, ограничивающего поток горячей воды через калорифер.
|
|
На плавучих кранах получила распространение электрическая система отопления. Особенностью данной системы является то, что обогрев происходит за счет установленных в помещениях масляных электрических радиаторов, теплоносителем в которых является как правило, трансформаторное масло.