Определение внимания объемами скорости переработки зрительной информации у школьников

Умственная работоспособность человека зависит совокупности факторов, которые можно разделить на три основные группы: физиологические факторы (возраст, пол, уровень физического и функционального развития, состояние здоровья, питания и др.); факторы физического характера, отражающие географические, климатические условия существования; психические факторы (мотивация деятельности, эмоциональный настрой и др.).

Все вышеназванные факторы одновременно воздействуют на организм и взаимообусловливают друг друга. Поэтому методы исследования умственной работоспособности получили название психофизиологических методов.

В настоящее время широко используются исследования умственной работоспособности при помощи корректурных буквенных проб (таблицы Анфимова). Эти таблицы помогают изучить особенности внимания при действии однообразных раздражителей, какими являются буквы. Относительно различное количество одноименных букв в строках исключает возможность запоминания и одновременно требует большой сосредоточенности внимания.

Анализ работы проводится в двух направлениях: оценивается качественная и количественная сторона внимания за один и тот же промежуток времени. При обработке данных подсчитывают общее количество просмотренных буквенных знаков, характеризующих объем и скорость выполнения задания; число зачеркнутых знаков заданного качества, содержащихся в общем количестве просмотренных букв; число допущенных ошибок (пропущенных букв).

С помощью формул рассчитывают следующие показатели:

а) коэффициент точности выполнения задания (А):

А =- M/N,

где М - количество вычеркнутых букв; N - общее количество букв, которые необходимо вычеркнуть в просмотренном тексте;

б) коэффициент умственной продуктивности (Р):

Р = AS,

где S - общее количество просмотренных знаков.

Количественные показатели коэффициентов точности и умственной продуктивности оценивают (в условных единицах) концентрацию внимания.

Для исследования объема и скорости переработки зрительной информации пользуются таблицами с кольцами Ландольта. Кольца имеют разрыв в одном из направлений, а всего их 8. Таблицы содержат кольца, расположенные случайно. Каждый из восьми разрывов соответствует определенному времени на циферблате часов (13, 14, 16, 17, 19, 20, 22, 23).

Обследуемым предлагается вычеркнуть кольца с одним из разрывов в течение ограниченного времени. При оценке выполненной работы учитывается количество просмотренных колец, число вычеркнутых заданных знаков, количество ошибок.

Объем зрительной информации (Q) в битах рассчитывают по формуле:

Q = 0,5936N,

где 0,5936 - средний объем информации, приходящейся на один знак; N - количество просмотренных знаков.

Скорость переработки информации (S) в бит/с рассчитывают по формуле:

S = (Q - 2,807n)/Т,

где 2,807 бита - потеря информации, приходящейся на один пропущенный знак; n - количество пропущенных колец; Т - время выполнения задания, с.

Концентрация внимания, объем зрительной информации и скорость ее переработки зависят от возраста (табл. 1).

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: