Поставив перед собой задачу изучения процесса влияния меньшинства, мы должны с самого начала попытаться ответить на следующие два вопроса: как понимать феномен инновации и как определить источник влияния меньшинства? Утверждая, что будем стараться ответить на эти вопросы, мы хотим подчеркнуть два ограничения точки зрения, которую будем развивать в этой главе.
Во-первых, мы понимаем, что наши ответы не смогут удовлетворить всех читателей. Поэтому мы не питаем иллюзий и не считаем себя в силах дать ответы, которые положили бы конец всем дискуссиям прошлого и настоящего.
Во-вторых, если даже предположить, что мы можем исходить из достаточно широкого определения, приемлемого для всех или почти для всех, мы снова оказались бы перед невыполнимой задачей, далеко выходящей за рамки данной главы, — охватить и рассмотреть в этих ограниченных пределах все разнообразные аспекты явления.
Поэтому, не забывая об этих ограничениях, мы ставим себе целью представить процесс инновации как процесс социального влияния, источником которого обычно становится меньшинство или индивид, старающийся либо ввести или создать новые представления, понятия, способы мышления или поведения, либо изменить принятые представления, мнения, традиционные позиции и прежние способы мышления или поведения. На первый взгляд эта концепция кажется очевидной и лишенной всякой неясности. Но если приглядеться внимательнее, она покажется недостаточно четкой в отношении субъекта процесса влияния. Поэтому мы сразу же обратимся к этой проблеме и постараемся уточнить понятие меньшинства в той мере, в какой оно способно вызвать процесс инновации.
|
|
За некоторыми исключениями социальные психологи обычно определяют меньшинство количественно. Они, следовательно, понимают меньшинство как небольшую фракцию или малое число индивидов, разделяющих некие мнения, суждения, ценности или типы поведения, всегда отличающиеся от мнений, суждений, ценностей и поведения более значительной части (большинства) какой-то важной референтной группы. Наше определение фиксирует только крайние границы понятия и может показаться весьма широким и свободным. Учитывая, что в повседневной жизни индивиды действуют в нескольких социальных окружениях и принадлежат одновременно к нескольким референтным группам, не представляется возможным дать понятию меньшинства (а также большинства) безоговорочное и однозначное определение. Следовательно, нужно дать определение относительное, т. е. по отношению к какой-либо заметной референтной группе или по отношению к какому-либо яркому явлению общественной жизни. Именно
|
|
3 Зак. 683
66 Глава 2. Инновация и в лияние меньшинства _______________________________________
включение слов «характерные особенности отдельной референтной группы» и «характерные особенности отдельного явления общественной жизни» делают определение более свободным: индивиды, которые в одной группе предстают как подгруппа, составляющая меньшинство, вполне могут в другой группе оказаться подгруппой, составляющей большинство. Один очень простой пример позволит нам проиллюстрировать сказанное.
Представьте себе, что вы принадлежите к двум группам: как студент вы входите в обширную популяцию студентов, а в свободное время вы регулярно встречаетесь с группой близких людей, не являющихся студентами; предположите к тому же, что вы недавно участвовали вместе со своими товарищами по учебе в дискуссии, например об отмене смертной казни. Большинство ваших товарищей по учебе так же, как и вы сами, горячо защищали идею такой отмены. Когда же вы станете обсуждать ту же проблему с друзьями, вы выясните, что все они против отмены смертной казни. Ваше мнение по этому вопросу — мнение меньшинства или его следует отнести к мнению большинства? После некоторого размышления приходится признать, что сформулировать ответ безоговорочно, в категорической форме невозможно. Вы можете сформулировать ответ только условно. Другими словами, если принимаемой в расчет группой является группа студентов, ваших товарищей по учебе, то ваше мнение по этому вопросу оказывается мнением большинства. Напротив, если принимаемой в расчет группой будет группа близких друзей, то ваше мнение по этому вопросу станет мнением меньшинства. Признаем, что здесь взят очень простой пример. Тем не менее он ясно показывает, что индивиды действительно принадлежат к нескольким референтным группам и действуют во многих социальных окружениях. Приведенный пример показывает также, что в зависимости от того, приобретает ли данное окружение в некий момент значимый характер, индивиды могут чувствовать себя в позиции меньшинства или в позиции большинства, иногда по отношению к одной и той же формулировке или по отношению к одному и тому же мнению.
Если мы хотим считаться со сложностью повседневных социальных взаимоотношений и не терять из виду различные аспекты, в которых предстают феномены социального влияния вообще и феномены влияния меньшинства в частности, мы непременно должны исходить из широкого определения понятия «меньшинство» (а также и понятия «большинство»), приведенного выше. С другой стороны, совершенно очевидно, что это широкое определение не может устанавливать границы понятия, так как при этом мы рискуем провозглашать общие истины. Для того чтобы наше определение могло служить целям науки, мы должны сделать его более весомым. Иначе говоря, мы должны идентифицировать элементы определения, главные для анализа процесса влияния меньшинства.
Каковы же черты, характеризующие меньшинство или индивида, которые приводят в действие процесс инновации? Обычно тот или иной индивид или то или иное меньшинство, намеревающиеся внести в группу какой-то новый элемент, нарушающий принятый порядок, не имеют ни необходимой численности, ни необходимой власти, ни компетентности для того, чтобы просто навязать свою точку зрения более крупной популяции. У них не только нет всего этого, но, более того, такие индивиды или меньшинство становятся объектом презрения и насмешек. И когда они высказывают свои мысли, никто не обращает на них внимания. Они, следовательно, имеют все качества, обрекающие их на недовольство окружающих
Б. Отличительные черты инновации 67
и на неудачу. И все же архивы истории полны примеров новаторских движений, приведенных в действие индивидами и подгруппами, составлявшими меньшинство и не имевшими ни власти, ни признанной компетентности, тогда как имевшиеся группы и власти старались сохранить статус-кво. Значит, должно было быть что-то такое, из-за чего этим индивидам или подгруппам удавалось или не удавалось преобразовать большинство, стать или не стать источником влияния. Чтобы посмотреть, какие характеристики делают это возможным, мы исходим из элемента весьма общего характера, а именно это активность или пассивность меньшинства в группе, в обществе. Уровень его активности зависит от наличия или отсутствия специфических норм, мнений, суждений, позиций, особого типа поведения. Другими словами, именно наличие или отсутствие определенной позиции, последовательной точки зрения, собственной нормы, т. е. номический или анемический характер меньшинства делает его или девиантного субъекта активным или пассивным партнером по социальным отношениям.
|
|
Можно, следовательно, предположить, что существуют два вида подгрупп, составляющих меньшинство, — меньшинство «номическое» и меньшинство «анемическое». И то и другое отличается выраженным нонконформизмом поведения, схожим у всех членов данного меньшинства. Они одинаково отказываются признавать норму, принятую большинством, или доминирующие реакции. Но мы их относим к разным категориям, так как корни их нонконформистского поведения совершенно разные. Невозможно дать определение «аномического» меньшинства, не соотнося его с доминирующей группой или с реакцией группы, составляющей большинство, поскольку оно принадлежит к подгруппе, не имеющей собственных норм и реакций. Нонконформистское поведение в данном случае — это не что иное, как нарушение доминирующей нормы вследствие того, что данное меньшинство не имеет, например, психологических ресурсов или социальных способов для принятия нормы большинства.
Ничто явно не мешает дать и «номическому» меньшинству определение с помощью соотнесения с доминирующей нормой. Но представляется, что гораздо точнее исходить из аспектов, связанных с идиосинкразией или особенностями, которые характеризуют эту особую подгруппу. Специфика в данном случае состоит в том, что такое меньшинство отвергает доминирующую норму не из-за недостатка понимания или из-за неприятия нормы, выработанной большинством. Нет, дело в том, что данная подгруппа имеет собственную позицию, на которой она стоит, отмежевываясь от нормы или сопротивляясь норме, которой придерживается вся популяция в целом. «Номическое» меньшинство, в противоположность «анемическому», принимает и провозглашает альтернативную норму, контрреак-Цию, которая в большей мере, чем доминирующая норма, отвечает убеждениям, потребностям этой подгруппы или реальной действительности.
|
|
Приведем пример, который окончательно прояснит это разграничение. Легко понять, что некоторые люди не проявляют конформности в отношении католической религии, потому что они не понимают это учение, им непонятны смысл или значимость воскресной мессы, крещения детей, жизни в соответствии с христианскими заповедями. Другие не сообразуются с этими принципами, так как у них совершенно другие религиозные убеждения, и они, напротив, развивают большую активность с целью убедить свое окружение в справедливости этих верований, принципов и добиться обращения окружающих в свою веру. Эти две позиции имеют весьма различное значение. Термин «аното-
Глава 2. Инновация и влияние меньшинства
мический» приложим к нерпой категории людей, тогда как для второй категории подходит наименование «комический».
Первая отличительная черта меньшинства, являющегося зачинателем процесса инновации, связана, следовательно, с сознательной оппозицией к норме большинства и с твердой, устойчивой защитой контрнормы, которой оно привержено. Все это делает такое меньшинство потенциальным активным партнером в социальных отношениях. Эта черта характеризует номическое меньшинство его отклонением от нормы большинства независимо от степени или направленности отклонения. Номическое меньшинство может, однако, отклоняться от нормы большинства умеренно или в крайней степени. Более того, расхождение, разделяющее обе нормы, может иметь различную направленность. Это составляет вторую характерную черту, позволяющую нам анализировать интересующий нас процесс. Учитывая это свойство, отметим, что номическое меньшинство может выступать в двух аспектах: либо это ортодоксальная группа (или пронормативная), либо это группа неортодоксальная (или контрнормативная). Первая группа движется в том же направлении, что и доминирующая норма, но заходит дальше, утрируя норму большинства. Вторая идет против доминирующей нормы, противопоставляя ей контрнорму, норму меньшинства.
Чтобы лучше продемонстрировать это различие, вернемся к нашему примеру с католической религией. Пример номического меньшинства, о котором только что шла речь, ясно соответствует тому, что обычно определяют как меньшинство неортодоксальное. В кругах католической церкви можно встретить индивидов или группы, составляющие меньшинство, которые придерживаются нормы большинства в ее крайней форме. Вспомните, например, весьма консервативную группу, вдохновителем и глашатаем которой был монсеньер Лефевр (Mgr. Lefevre). Это меньшинство защищает норму, уже принятую обществом, хотя и крайнюю по форме. Напротив, меньшинство, упомянутое ранее, предлагает новую, другую, четко выделяющуюся точку зрения.
Итак, мы провозгласили, что для того, чтобы меньшинство могло рассматриваться как потенциальный источник влияния, оно должно иметь последовательную, хорошо сформулированную и ясно определенную точку зрения, которая расходится с доминирующей нормой и противостоит ей либо умеренно, либо в крайней степени, позицию, которую можно было бы охарактеризовать как ортодоксальную или неортодоксальную. Эти отличительные черты необходимы меньшинству, если оно хочет стать активным источником влияния. Однако этого мало. Само собой разумеется, что меньшинству недостаточно существовать фактически. Ему необходимо быть социально признанным, т. е. чтобы большинство признало его со всеми его особенностями. Такое меньшинство должно иметь мотивацию добиваться того, чтобы приобрести, сохранить и даже увеличить свою замет-ность, чтобы большинство признало его существование. Такое меньшинство не должно пренебрегать никакими усилиями, чтобы быть замеченным, идентифицированным, выслушанным. Именно в процессе обретения заметности и общественного признания может быть правильно оценено (Moscovici, 1979) право меньшинства действовать, вызывать изменения в своем материальном и социальном окружении. Необходима также способность заставить других людей разделить точку зрения данного меньшинства.
Мы только что дали определение основных составляющих, которые вместе определяют понятие меньшинства. Теперь вы должны спросить себя, действительно ли меньшинство, обладающее в полной мере перечисленными чертами,
_______________________________________ В. Инновация и порождение конфликтов 69
способно внести что-то новое или изменить что-то ранее установленное. Это проблема эмпирическая. Нижеследующие разделы будут посвящены ее решению.