Вводные замечания.
Термин «осязание» обычно употребляют в двух разных значениях. С одной стороны, для обозначения кожной чувствительности, и тогда рассматривают ее виды — температурную, болевую, тактильную чувствительность, строение кожных рецепторов, дороги их чувствительности и т. п. С другой стороны, под осязанием понимают гаптическую чувствительность, которая включает два компонента; тактильный и кинестетический. Гаптическая чувствительность проявляется в процессе ощупывания, и ее органом является рука. В результате активного ощупывания формируется осязательный образ предмета [1].
Если объект покоится на руке, то имеет место лишь пассивное осязание. И только если испытуемый активно ощупывает предмет (что соответствует реальным условиям восприятия), можно говорить об активном осязании. В процессе активного ощупывания предметов двумя руками (в этом случае говорят о бимануальном осязании) можно экспериментально вычленить различные виды ощупывающих движений: макродвижения рук, а также микро- и макродвижения пальцев. Оба вида движений на разных этапах формирования осязательного образа выполняют как познавательные, так и контролирующие функции.
Настоящее занятие преследует две цели: во-первых, проследить и объективно зафиксировать процесс формирования осязательного образа при пассивном и активном осязании тест-объекта одной рукой и, во-вторых, выявить особенности видов движения в процессе бимануального осязания. Для сравнения точности пассивного и активного осязания в данном задании предусмотрено проведение четырех опытов І—ІV. В каждом из них в качестве стимулов предъявляют по три фигуры, отличающиеся друг от друга степенью сложности формы. Кроме этих четырех опытов предусмотрено проведение еще одного — V опыта, который должен дать сведения о качественных особенностях взаимодействия обеих рук в процессе формирования осязательного образа.
При выполнении задания необходимо строго следовать порядку выполнения работы в разных опытах, поскольку от этого зависит качество получаемых результатов.
Форма 2
ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ
Задание (тема)................................................................................ Дата........................
Экспериментатор............................................................................................................
Протоколист....................................................................................................................
Испытуемый....................................................................................................................
Самочувствие испытуемого........................................................................................
Измеряемая характеристика.......................................................................................
Вид стимула.................................................................................... ……………...
Оценка точности воспроизведения фигур испытуемым (в баллах) (баллы проставляет экспериментатор) ;
|
Материалы для проведения опытов.
Экспериментальный материал состоит из набора плоских геометрических фигур изготовленных из жесткого картона или фанеры. Фигуры отличаются друг от друга сложностью контура, а именно: количеством и длиной отрезков периметра, количеством и величиной углов. Для фиксации результатов эксперимента в виде зарисовок предъявляемых стимулов-фигур каждый испытуемый должен иметь листы бумаги, на каждом из которых он будет зарисовывать лишь одну фигуру.
До начала опытов необходимо заготовить бланк для ведения протокольных записей (Форма 2, для V опыта специальной формы протокола нет). Результаты его в произвольной форме регистрируются экспериментатором на основе наблюдений и самонаблюдений испытуемого.
Порядок работы.
Для выполнения задания студенты делятся на две группы: студенты первой группы выполняют функции экспериментаторов, а студенты второй группы — функции испытуемых! Задание состоит из пяти опытов. На стадии пассивного осязания и активного ощупывания фигур глаза испытуемого должны быть закрыты повязкой. На период воспроизведения фигур рисунков повязку с глаз снимают. Однако предварительно из поля зрения испытуемого убирают фигуру, которую он только что ощупывал. В каждом из опытов испытуемому последовательно предъявляют три фигуры разной сложности. Длительность каждого пассивного осязания, а также и активного ощупывания не ограничена. До начала исследования экспериментатор зачитывает испытуемому инструкцию.
Инструкция испытуемому:
«Вам будут предъявлены плоские фигуры. Ваша зaдача — с закрытыми глазами путем осязания возможно более точно определить форму каждой из них и затем, открыв глаза по знаку эксперeментатора, воспроизвести свое представление о фигуре графически».
1опыт — пассивное осязание неподвижной фигуры-стимула. Экспериментатор кладет фигуру на неподвижную ладонь испытуемого. При этом экспериментатору запрещается нажимать на фигуру, а испытуемому производить перемещение ее на ладони и ощупывать с помощью другой руки. По сигналу испытуемого экспериментатор убирает фигуру, снимает с испытуемого наглазнуют повязку. после чего испытуемый приступает к зарисовке воспринятой фигуры.
— опыт — пассивное осязание при движении фигуры-стимула. Экспериментатор плавно обводит контуром фигуры по неподвижному указательному пальцу правой руки испытуемого. После одного полного обведения контуром фигуры испытуемый приступает к зарисовке ее формы.
— опыт — редуцированное (искусственное) активное осязание. Испытуемый сам последовательно (без возвратов) обводит контур фигуры-стимула указательным пальцем правой руки. При этом ему разрешается:3-4-кратное отведение контура каждой фигуры. Экспериментатор во время опыта придерживает фигуру таким образом, чтобы в процессе ее обведения она оставалась неподвижной.
— опыт — активное осязание. Испытуемый сам ощупывает одной рукой предъявленную фигуру: Время ощупывания не ограничено. После ощупывания фигуры испытуемый делает ее зарисовку.
— опыт — бимануальное осязание. Экспериментатор предъявляет испытуемому фигуру, предлагая как можно точнее определить ее форму с помощью осязания —'активного ощупывания двумя руками. Испытуемого просят в процессе ощупывания производить самонаблюдение с целью подробного анализа функций движений пальцев каждой из рук, а также функций правой и левой рук. Кроме словесного отчета о характере движений испытуемый делает зарисовки фигур.
Обработка результатов.
Для обработки рисунки испытуемого группируют. Соответственно номеру опыта: I-IV;
— Прежде всего, следует оценить метрические свойства зарисовок, т. е. определить длину линий, величину углов, пропорции и большее количество элементов данной фигуры.
— Затем оценивают качество зарисовок по следующей 5-балльной шкале:
5 — рисунок в точности соответствует форме тест-объекта,
4 — в рисунке искажены длины отдельных сторон (они короче или длиннее, чем в оригинале),
3 —искажены не только длины фигуры,
2 — искажены длины сторон и углы, а также пропущены один или несколько элементов фигуры-оригинала,
1 — сходство между рисунком и фигурой-оригиналом полностью отсутствует.
— Полученные балльные оценки для каждой фигуры в опытах записывают в протокол и рассчитывают средний балл для каждого опыта.
V о п ы т: обработка результатов заключается в составлении экспериментатором письменного заключения об особенностях бимануального осязания. При этом предлагается обратить внимание на следующие особенности функции рук и пальцев:
— разную активность правой и левой рук,
— разную функциональную роль пальцев (роль большого пальца как точки отсчета, роли указательного, среднего, безымянного и мизинца правой руки),
— симультанную работу пальцев,
— неравномерность движений по контуру (замедления, остановки и возвраты),
— преимущественные функции отельных типов движений, а именно познавательных и контролирующих.