Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Часть С.
Определения.
Рецензия – это письменный разбор художественного (литературного, театрального, музыкального, кинематографического и т.п.), научного или научно-популярного произведения, содержащий его критическую оценку.
Отзыв – письменное суждение, мнение, содержащее оценку художественного, научного или научно-популярного произведения. Отзыв, в отличие от рецензии, дает самую общую характеристику, самую общую оценку прослушанного, прочитанного, просмотренного без подробного анализа.
Характеристика отзыва и рецензии.
ОТЗЫВ | РЕЦЕНЗИЯ |
Содержание: | |
Общая оценка литературного произведения, сопровождаемая частичным его анализом. | Подробный анализ литературного произведения с целью высказать и обосновать его оценку. |
Элементы, которые входят в жанры: | |
1. Автор произведения, где и когда издано, сколько страниц, кому адресовано; | 1. Библиографическое описание (автор произведения, где и когда издано, сколько страниц). |
2. Жанр произведения. | 2. Краткая характеристика творчества писателя – в связи с этим произведением. |
3. Главные действующие лица. | 3. Творческий замысел автора произведения. |
4. Время, место действия. | 4. Смысл названия. |
5. Краткое содержание. | 5. Краткая информация о содержании. |
6. Критическая оценка произведения: - особенности композиции; - мастерство автора в изображении героев; - индивидуальный стиль писателя; - искусство иллюстратора книги. | |
7. Основная мысль рецензии. | |
8. Актуальность тематики произведения. | |
ЦЕЛЬ и СТИЛЬ | |
В зависимости от цели отзыва или рецензии используются различные стили: | |
1. ЦЕЛЬ: привлечь внимание к произведению, повлиять на мнение других людей, поспорить по поводу оценки героев. | Чаще выбирается публицистический стиль. |
2. ЦЕЛЬ: помочь понять, разобраться в прочитанном материале. | Чаще выбирается научный или научно-популярный стиль. |
Первая цель чаще реализуется в отзыве, вторая – в рецензии. | |
ТИП РЕЧИ | |
Обычно – рассуждение. | Как правило, рассуждение. |
Может включаться повествование, иногда содержит описание. | |
ФОРМА | |
Больше возможностей для свободы выражения мыслей. | Более жесткая форма (пишется по определённому плану, тон сдержанный, преобладают научный и научно-популярный стиль). |
ПРИНЦИПЫ РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ:
|
|
1. Читатель может сказать об анализируемом произведении или просмотренном фильме, спектакле «нравится – не нравится» без доказательств. А в рецензии автор должен свое мнение тщательно обосновать глубоким и аргументированным анализом, ссылкой на содержание, форму произведения, его идею и основную мысль (мысли).
|
|
2. Качество анализа зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента, его глубины понимания предмета, умения анализировать объективно.
3. Рецензент должен увидеть и одобрить творческую индивидуальность автора, колорит рецензируемого произведения.
4. Отношения между рецензентом и автором – творческий диалог при равном положении сторон. Преимущество автора – детальное знание произведения. Преимущества рецензента – высокий уровень теоретической подготовки, мастерство аналитика, языковая культура. Опыт и бойкость пера знаний не заменяют.
5. Авторское «Я» проявляется открыто, чтобы рационально, логически и эмоционально воздействовать на читателя. Поэтому рецензент использует языковые средства, совмещающие функции называния и оценки, книжные и разговорные слова и конструкции.
ТИПОВОЙ ПЛАН ДЛЯ НАПИСАНИЯ РЕЦЕНЗИИ
Рецензия строится по определенному плану. В роли опорных конструкций в ней употребляются специальные обороты речи (клише), которые обеспечивают связность, логичность, свойственные научной речи. | |
Пункты плана | Специальные обороты речи (клише) |
1. ВСТУПЛЕНИЕ. Предмет анализа: чему посвящено произведение (работа, текст)? | В работе автора (в рецензируемой работе) затрагивается тема (вопрос)… Произведение посвящено рассмотрению вопроса (решению проблемы, проблеме)… |
Актуальность выбранной автором темы. | Работа посвящена актуальной теме… …написана на актуальную тему… Актуальность темы обусловлена… Актуальность темы не вызывает сомнений (вполне очевидна)… |
Исходные данные об авторе и произведении. Какова цель автора, какие задачи им ставятся? | Цель автора - … Автор ставит задачу описать (обосновать, раскрыть, уточнить)… |
2. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ. Каково основное содержание произведения, основные проблемы? | В центре внимания (находятся)… Главные усилия направлены… Центральным вопросом работы является… Автор ставит и решает, по существу, одну задачу… Автор отмечает (что?)… описывает (что?)… касается (чего?)… обращает внимание (на что?)… напоминает (о чём?)… анализирует (что?)… |
Что удалось автору? Оценка содержания и формы исходного текста. | Постараемся теперь объяснить… Далее подчеркнём… Необходимо остановиться на… Особо хочется выделить… Приведём пример… Наконец, можно ещё отметить… Достоинством… является… |
Есть ли недостатки, в чём они заключаются? | К сожалению, работа не лишена недостатков… К существенным недостаткам, на наш взгляд, относится… Автором не раскрыта (недостаточно проработана, забыта) тема… |
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Обобщённая оценка произведения. | Работа завершается… В заключение отметим… Проведённый анализ позволяет утверждать, что… Размышляя над произведением, можно сделать следующие выводы… |
СОВЕТЫ ПРИ НАПИСАНИИ РЕЦЕНЗИИ
- Не следует жестко придерживаться стандартного плана. В рецензии могут быть отражены не все, а лишь некоторые пункты из числа обозначенных в плане, и, наоборот, в нее могут быть включены вопросы, отсутствующие в схеме.
- Не следует клишировать письменную речь «пишущих» учащихся. Клише используется в случаях, когда ученики вообще не умеют рецензировать.
- Не следует увлекаться опорными конструкциями. Помните, что это семантически опустошенные обороты речи, связки – и ничего больше.
- Если в методике обучения применяется клиширование, то параллельно необходимо знакомить учащихся с работами, в которых не используются заученные клише. В этом случае ученики осознают, сто творческая работа предполагает, прежде всего, знание предмета анализа и прочное владение языком.