Рецензия

Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Часть С.

Определения.

Рецензия – это письменный разбор художественного (литературного, театрального, музыкального, кинематографического и т.п.), научного или научно-популярного произведения, содержащий его критическую оценку.

Отзыв – письменное суждение, мнение, содержащее оценку художественного, научного или научно-популярного произведения. Отзыв, в отличие от рецензии, дает самую общую характеристику, самую общую оценку прослушанного, прочитанного, просмотренного без подробного анализа.

Характеристика отзыва и рецензии.

ОТЗЫВ РЕЦЕНЗИЯ
Содержание:
Общая оценка литературного произведения, сопровождаемая частичным его анализом. Подробный анализ литературного произведения с целью высказать и обосновать его оценку.
Элементы, которые входят в жанры:
1. Автор произведения, где и когда издано, сколько страниц, кому адресовано; 1. Библиографическое описание (автор произведения, где и когда издано, сколько страниц).
2. Жанр произведения. 2. Краткая характеристика творчества писателя – в связи с этим произведением.
3. Главные действующие лица. 3. Творческий замысел автора произведения.
4. Время, место действия. 4. Смысл названия.
5. Краткое содержание. 5. Краткая информация о содержании.
  6. Критическая оценка произведения: - особенности композиции; - мастерство автора в изображении героев; - индивидуальный стиль писателя; - искусство иллюстратора книги.
  7. Основная мысль рецензии.
  8. Актуальность тематики произведения.
ЦЕЛЬ и СТИЛЬ
В зависимости от цели отзыва или рецензии используются различные стили:
1. ЦЕЛЬ: привлечь внимание к произведению, повлиять на мнение других людей, поспорить по поводу оценки героев. Чаще выбирается публицистический стиль.
2. ЦЕЛЬ: помочь понять, разобраться в прочитанном материале. Чаще выбирается научный или научно-популярный стиль.
Первая цель чаще реализуется в отзыве, вторая – в рецензии.
ТИП РЕЧИ
Обычно – рассуждение. Как правило, рассуждение.
Может включаться повествование, иногда содержит описание.  
ФОРМА
Больше возможностей для свободы выражения мыслей. Более жесткая форма (пишется по определённому плану, тон сдержанный, преобладают научный и научно-популярный стиль).

ПРИНЦИПЫ РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ:

1. Читатель может сказать об анализируемом произведении или просмотренном фильме, спектакле «нравится – не нравится» без доказательств. А в рецензии автор должен свое мнение тщательно обосновать глубоким и аргументированным анализом, ссылкой на содержание, форму произведения, его идею и основную мысль (мысли).

2. Качество анализа зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента, его глубины понимания предмета, умения анализировать объективно.

3. Рецензент должен увидеть и одобрить творческую индивидуальность автора, колорит рецензируемого произведения.

4. Отношения между рецензентом и автором – творческий диалог при равном положении сторон. Преимущество автора – детальное знание произведения. Преимущества рецензента – высокий уровень теоретической подготовки, мастерство аналитика, языковая культура. Опыт и бойкость пера знаний не заменяют.

5. Авторское «Я» проявляется открыто, чтобы рационально, логически и эмоционально воздействовать на читателя. Поэтому рецензент использует языковые средства, совмещающие функции называния и оценки, книжные и разговорные слова и конструкции.

ТИПОВОЙ ПЛАН ДЛЯ НАПИСАНИЯ РЕЦЕНЗИИ

Рецензия строится по определенному плану. В роли опорных конструкций в ней употребляются специальные обороты речи (клише), которые обеспечивают связность, логичность, свойственные научной речи.
Пункты плана Специальные обороты речи (клише)
1. ВСТУПЛЕНИЕ. Предмет анализа: чему посвящено произведение (работа, текст)? В работе автора (в рецензируемой работе) затрагивается тема (вопрос)… Произведение посвящено рассмотрению вопроса (решению проблемы, проблеме)…
Актуальность выбранной автором темы. Работа посвящена актуальной теме… …написана на актуальную тему… Актуальность темы обусловлена… Актуальность темы не вызывает сомнений (вполне очевидна)…
Исходные данные об авторе и произведении. Какова цель автора, какие задачи им ставятся? Цель автора - … Автор ставит задачу описать (обосновать, раскрыть, уточнить)…
2. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ. Каково основное содержание произведения, основные проблемы? В центре внимания (находятся)… Главные усилия направлены… Центральным вопросом работы является… Автор ставит и решает, по существу, одну задачу… Автор отмечает (что?)… описывает (что?)… касается (чего?)… обращает внимание (на что?)… напоминает (о чём?)… анализирует (что?)…
Что удалось автору? Оценка содержания и формы исходного текста. Постараемся теперь объяснить… Далее подчеркнём… Необходимо остановиться на… Особо хочется выделить… Приведём пример… Наконец, можно ещё отметить… Достоинством… является…
Есть ли недостатки, в чём они заключаются? К сожалению, работа не лишена недостатков… К существенным недостаткам, на наш взгляд, относится… Автором не раскрыта (недостаточно проработана, забыта) тема…
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Обобщённая оценка произведения. Работа завершается… В заключение отметим… Проведённый анализ позволяет утверждать, что… Размышляя над произведением, можно сделать следующие выводы…

СОВЕТЫ ПРИ НАПИСАНИИ РЕЦЕНЗИИ

  1. Не следует жестко придерживаться стандартного плана. В рецензии могут быть отражены не все, а лишь некоторые пункты из числа обозначенных в плане, и, наоборот, в нее могут быть включены вопросы, отсутствующие в схеме.
  2. Не следует клишировать письменную речь «пишущих» учащихся. Клише используется в случаях, когда ученики вообще не умеют рецензировать.
  3. Не следует увлекаться опорными конструкциями. Помните, что это семантически опустошенные обороты речи, связки – и ничего больше.
  4. Если в методике обучения применяется клиширование, то параллельно необходимо знакомить учащихся с работами, в которых не используются заученные клише. В этом случае ученики осознают, сто творческая работа предполагает, прежде всего, знание предмета анализа и прочное владение языком.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: